Шапка для статей блога96

20 апреля 2016 года в АСОУ (Академия социального управления) проходила III Международная научно-практическая конференция «Образ педагога XXI века: аттестация как ресурс профессионального развития, саморазвития и самосовершенствования». Мне довелось быть не только ее участником, но и выступающим.  Много полезного и нужного почерпнул для себя. Опытом работы аттестационных комиссий делились представители экспертных центров и комиссий не только Московской области, но и некоторых регионов нашей страны: Ярославской области, Тамбовской, Архангельской, Белгородской. Приняли участие и представители некоторых зарубежных стран: Польши, Белоруссии, Индонезии...

Темой моего выступления была «Экспертная оценка деятельности аттестуемых педагогов (из опыта работы экспертной группы учителей физической культуры)». Ниже я хочу познакомить Вас с текстом своего выступления:

С августа 2013 года я работаю председателем экспертной группы №2 по аттестации учителей физической культуры Московской области. 13 муниципальных образований. 34 эксперта. С первого дня работы столкнулся с трудностями, которые отнимали у меня массу моего личного времени -  это некомпетентность экспертов, плохое владение основ работы на персональном компьютере  аттестуемых, слабые мои знания самого процесса и тонкостей аттестации. Но это уже в прошлом.

Приятно отметить, что во всех трудных ситуациях помогали разобраться сотрудники регионального научно-методического центра экспертной оценки педагогической деятельности.

За три года работы председателем, я понял, что деятельность экспертной комиссии расширилась и сейчас наша цель не только оценка уровня квалификации учителя на основе анализа профессиональной деятельности на предмет соответствия его требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), но и анализ, помощь педагогическим работникам в повышении уровня квалификации (зная качества педагогического труда аттестуемого).

Поясню: до сих пор сталкиваюсь с такими проблемами, как отказ, боязнь учителей проходить аттестацию. И при чем, учителя сильные, с большим опытом работы, с прекрасной, результативной деятельностью обучающихся.

Главная причина – не любовь к ПК и боязнь, страх перед аттестацией (в особенности учителей с большим стажем работы). Профессиональная компетентность таких педагогических  работников на высоком уровне, но уверенности, что эту компетентность они могут доказать на «бумаге» у них нет.

Мне знакомо это состояние, так как я сам учитель и раньше всегда считал, что учителю физической культуры на много легче самому показать свою работу на практике (ведь мы практики), чем собрать документы, сделать отчет.

Как думают некоторые учителя? Мы с огромным удовольствием можем провести любое физкультурное мероприятие, участвовать в соревнованиях, дать знания, умения и навыки детям, а написать статью, поделиться сценарием разработанного самими спортивного мероприятия не хотим и не можем. Недолюбливают они компьютер.

Иногда приходилось самому убеждать таких учителей, что они должны повышать квалификацию, зная их профессиональные качества.

Столкнулся я еще с одной проблемой – неправильное отношение к своим обязанностям некоторых экспертов из нескольких муниципальных образований. Были среди них такие, которые халатно проводили экспертную оценку, кто-то отказывался ехать из-за того, что территориально далеко находится от всех. Один эксперт не владеет ПК (возникает вопрос: кто таких назначал?) Есть и такие, до которых так тяжело дозвониться, что легче назначить других.

С чего начиналось?

В первый месяц работы, в качестве председателя, я пригласил к себе в школу практически всех экспертов, для личного знакомства и обучения. Приехали 16 человек. С остальными, по мере необходимости разговаривал по телефону. Я считаю, что в первое время работал с экспертами не плодотворно, потому что не знал, «кто чем дышит» (то есть уровень эрудированности, подготовленности, в плане компетентности к обязанностям эксперта). Через некоторое время поставил цель – лично посетить учебные заведения, где работают эксперты. Это дало мне понять на кого можно опираться в работе, а на кого нет. Я считаю, что эксперт должен сам быть примером. Увидел, как работает он: уровень эрудированности и компетентности, только тогда можно всецело опираться на него.

График работы экспертной группы составляю своеобразно: для этого работаю с картой Московской области. Чтобы направить эксперта к аттестуемому с экспертной оценкой я по карте определяю их удаленность друг от друга. Для меня это лишняя трата времени, а для экспертов огромный плюс и облегчение.

Несколько слов о результатах экспертной оценки аттестуемых. Я постоянно общаюсь со своими экспертами, как по телефону, так и в социальных сетях, и все больше убеждаюсь, что у нас много прекрасных учителей в Московской области, которые проводят чудесные уроки физкультурные и спортивно-оздоровительные мероприятия. Опыт работы таких учителей бесценен. Но есть и некоторые недостатки – плохо владеют анализом проведенного мероприятия, не всегда проводится в школах мониторинг деятельности обучающихся (я имею ввиду не успеваемость и качество, а мониторинг, отслеживание различных показателей уровня физической подготовленности, как успевающих учеников, так и отстающих). Не всегда могут рассказать то, что показывают. Сильны на практике, слабы в теории!

Как работают эксперты?

После того как составлен график экспертной оценки (а дату эксперты согласовывают сами с аттестуемыми), начинает взаимодействие аттестуемых и экспертов: по телефону и по электронной почте.

Это способствует тому, что в день экспертной оценки высвобождается много времени. Эксперту в этот день остаётся лишь перепроверить документацию, подтверждающие приказы, справки, грамоты, посмотреть и оценить открытый урок или физкультурно-спортивное мероприятие, провести собеседование, выслушать анализ проведенного урока и своей деятельности в качестве учителя физической культуры.

Обязательным условием для эксперта, при посещении учебного заведения, является не только ознакомление с материальной базой и работой учителя, но и знакомство с администрацией. Однажды был такой момент, когда чуть не возникла конфликтная ситуация из-за не здоровых взаимоотношений внутри школьного коллектива. С экспертом знакомился школьный координатор, который на деле не оказался таковым. Только вмешательство администрации расставили все точки над И.

И в заключении позвольте высказать свой призыв:

Мы призваны не судить, а оценивать качество работы! Мы должны не указывать на ошибки, а помогать их исправлять.