Аттестация учителя

Аттестация учителя – это довольно важное и ответственное событие в жизни каждого работника образования. Раз в пять лет каждый педагог, независимо от желания и стажа работы должен проходить аттестацию с целью или подтверждения соответствия занимаемой должности, или повышения квалификации. То есть каждый учитель из год в год повышает и совершенствует свою профессиональную компетентность.



Для начала хочется ответить на вопрос, который задают коллеги:  «Нужна ли аттестация?»

Конечно, нужна!!! Один раз в 5 лет просто необходимо делать отчет о проделанной работе! Нужно постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство: принимать участие в профессиональных конкурсах, фестивалях, сетевых проектах, показывать мастер-классы, открытые уроки и динамику развития. Немаловажную роль играют и личные достижения учащихся по предмету – это один из показателей эффективного преподавания. Без аттестации работа, в конце концов, свелась бы к формальному проведению уроков. Даже учителю с большим стажем работы необходимо периодически аттестоваться, а иначе не будет прогресса, творческого вдохновения в работе, уроки со временем станут скучными и однообразными. С введением Федерального государственного образовательного стандарта особо актуальна новая система аттестации педагогических работников.

Мне припоминаются те времена, когда не было возможности улучшить свою квалификационную категорию, потому что все основывалось только на стаже работы учителя. Проработал сколько-то лет, присвоили очередную квалификационную категорию. Каково же было мое возмущение, когда вкладывая в свою работу весь свой молодой, творческий потенциал, работая с утра и до позднего вечера, получал зарплату меньше своих коллег по школе. Руки не опускались при этом, но вопросы возникали. Возникало ощущение, что чтобы добиться педагогического мастерства, необходимо проработать учителем немало лет. Отсюда вывод, что стремление к совершенству в профессии учителя не приветствовалось (я тогда рассуждал именно так).

Следующий этап модернизации системы аттестации педагогических работников был более правильным: создавались экспертные комиссии по предметам, аттестуемые показывали открытые уроки или внеклассные мероприятия, собирали портфолио (методические разработки, рефераты, мастер-классы, публикации, выступления на конференциях и участие в конкурсах). И, даже, было время, когда сдавали экзамены в Педагогической академии последипломного образования (в 1995 году мне довелось сдавать экзамен на высшую категорию).

Современная система аттестации педагогических работников, на мой взгляд, более совершенна, правильна и объективна. Независимые эксперты, объективное, не предвзятое и компетентное отношение к аттестуемым – вот то, что необходимо было раньше на аттестации педагогических работников.

Аттестация как механизм моцивации

Хотелось бы предложить рассмотреть вопрос об освобождении от аттестации учителей, имеющих высокое звание Заслуженный учитель РФ. Ведь, учитель, имеющий такое звание, никогда не находится в стороне от главных событий в образовании. Профессиональная компетентность призывает его всегда быть впереди, быть примером среди членов педагогического сообщества. Таким учителям не свойственна лень или халатное отношение к своей работе.

Хотелось бы, чтобы учителя, в год аттестации, публично представляли свой педагогический опыт работы (на районных методических объединениях, на конференциях различного уровня), в обязательном порядке давали ряд открытых уроков или мастер-классов. Тем самым внедрение федерального государственного образовательного стандарта осуществлялось еще с большим успехом. Каждому учителю сейчас необходимо УЧИТЬСЯ УЧИТЬ!

Что показывает практика работы экспертной группы по аттестации учителей физической культуры:

  1. Рост профессионального мастерства педагогов (хорошие открытые уроки и внеклассные мероприятия).
  2. На удовлетворительном уровне теоретическая подготовка учителей физической культуры (слабые анализы проведенных уроков).
  3. На хорошем уровне владение информационно-коммуникационными технологиями (а это немало важно для учителей физической культуры).
  4. Повысился интерес у учителей к исследовательской и проектной работе учащихся (статистика показывает).
  5. Молодые специалисты эффективно пополняют свою методическую копилку и повышают результативность своей работы (портфолио учителя).
  6. Качество образования плавно повышается (рост набранных баллов).

Без профессионального развития учитель не сможет продвигаться к вершинам внедрения нового федерального государственного образовательного стандарта в жизнь! И один из этих путей развития – АТТЕСТАЦИЯ!