Шапка для статей блога86

Я приветствую Вас, дорогие читатели моего блога! Сегодня предлагаю Вашему вниманию инновационный интегрированный урок «Дружим с химией!» Забегая вперед скажу, что некоторые физические упражнения, использованные в нём, достаточно сложные и требовали предварительной физической и психологической подготовки учащихся 9-го класса.

Методическая находка заключается:

  • в использовании компьютера, мультимедийного проектора, музыкального центра и экрана на уроке в спортивном зале (все это установлено в спортзале и с успехов используется, практически, на многих уроках физической культуры);
  • в заинтересованности и увлекательности участников на протяжении всего урока-игры, так как они проявляют самостоятельность (работают на компьютере, используя беспроводную мышку и выполняя сложные физические упражнения);
  • в методике проведения интегрированного урока-игры;
  • в возможности провести урок-игру с «чистого листа», т.е. без подготовки, включив лишь предложенную мною презентацию и установив необходимый спортивный инвентарь  (единственное условие – соблюдение техники безопасности и хорошее физическое развитие учащихся).

Задачи:

  1. Содействие в овладении двигательными навыками, умениями и совершенствование в них.
  2. Воспитание взаимовыручки, ответственности за себя и за членов своей команды.
  3. Развитие интереса к учебным предметам.
  4. Умение учащихся определить химический элемент по строению его атома.

Участники соревнований: команды состоят из 10-14 человек – 5-7 юношей и 5-7 девушек.

Место проведения: спортивный зал школы (18 на 12 метров).

Материалы и инвентарь: гимнастический конь и козел, 8 гимнастических матов, 3 каната-шеста для лазания, туристская веревка (основная) 15 метров и 5 метров, 10 кеглей, 2 волейбольных и 3 баскетбольных мяча, 10 обручей, 6 скакалок, штанга 25-35 кг., мультимедийный проектор, ноутбук, музыкальный центр.

Условия проведения: Учителя физкультуры и химии объясняют учащимся общие правила проведения урока-игры.

Спортивные конкурсы чередуются с заданиями по химии. Оценивается чёткость выполнения физических упражнений, быстрота и правильность выполнения химических и физкультурных заданий. Во всех физкультурных конкурсах участвует каждый член команды, а на конкурсные вопросы по химии каждая команда отвечает коллективно.

Примечание: Музыка должна быть энергичной. Не спешите переключать слайды, внимательно читайте. Задания по химии участники не знают до начала урока-игры, а с некоторыми физическими упражнениями ознакамливаются заранее и проводят тренировку (очень много сложных элементов).

Ход урока-игры:

Построение. Рапорт физорга класса о готовности класса к уроку-игре. Объявление целей и  задач урока. Класс делится на две команды и каждая из них придумывают название ей. Далее проводится жеребьевка  за право первым начать игру. В дальнейшем каждая команда, согласно жеребьевке, выполняют задания (конкурсные задания по физической культуре чередуются с заданиями по химии).

Упражнения – аттракционы:

Для юношей:

  1. «Конь»

Взять в руки две 16–ти килограммовые гири и передвигаться с ними шагом до противоположной стены (18 метров).

Опорный прыжок через коня (конь установлен в длину).

Конь

Обратно возвращаться так же шагом с гирями в руках и передать их следующему участнику.

    2.  «Парашютист»

Прыжки в длину с места из обруча в обруч (расстояние между обручами 1,5 – 2 метра. Количество обручей 10 штук).

По наклонном доске (60º), прикрепленной к каркасу крепления баскетбольного щита, взобраться на высоту 3 метра и держась за веревку, спрыгнуть точно в обруч (лежащий в 6 метрах от участника).

Тарзанка

Возвращение обратно так же прыжками из обруча в обруч и далее передать эстафету следующему участнику команды.

    3.  «Пропасть»

Около линии старта в обруче лежат 3 баскетбольных мяча. Нужно взять все 3 мяча и перенести их в обруч на противоположной стороне зала (18 метров).

По наклонной доске (60º) взобраться на высоту 3 метра и спрыгнуть вниз на маты с последующим выполнением кувырка.

Пропасть

Взять 3 мяча, вернуться с ними обратно и передать мячи следующему участнику.

    4. «Альпинист»

Добежать до канатов. Лазание по двум канатам-шестам вверх на высоту 6 метров без помощи ног и спуск по одному канату.

Альпинист

Рывком поднять штангу весом 25-35 кг. 5 раз. Вернуться обратно и передать эстафету следующему участнику.

    5.  «Переправа»

По скамейке (длина 6 метров), подвешенной на веревках на высоте 0,5 метра от пола, переправиться на другой конец скамейки. В случае потери равновесия повторить этап.

Переправа

Далее длинный кувырок сквозь обруч на маты. Высота нижнего края обруча 1 – 1,20 метров.

Для девушек:

  1. «Конь»

Зажать баскетбольный мяч коленями и передвигаться прыжками на двух ногах 18 метров. Если мяч упадёт, то его нужно поднять и продолжать передвижение с места, где мяч был потерян.

Опорный прыжок через коня (конь установлен в ширину).

Конь2

Обратно возвращаться бегом с мячом в руках. Мяч передавать из рук в руки следующей участнице.

    2.  «Переправа»

Обруч положить на пол, встать всем участницам в него двумя ногами и положить рядом второй обруч. Обручи должны касаться. “Хождение по кочкам” выполнять до места переправы.

По скамейке (длина 6 метров), подвешенной на веревках на высоте 0,5 метра от пола, переправиться на другой конец скамейки.

Переправа 2

Обратно также с обручами «хождение по кочкам» в обратную сторону.

3.   «Лианы»

Вращение двух обручей с продвижением вперед на 18 метров.

Далее раскачиваясь на канате-шесте, ухватиться и перелезть на второй и затем на третий канат, после чего спрыгнуть в условленное место.

Вернуться обратно тем же способом и передать эстафету второй участнице.

4.   «Туннель»

Ведение баскетбольного мяча до гимнастических матов левой рукой. Катнуть мяч второй участнице, та третьей и т.д.

Первой участнице выполнить гимнастический мост, второй пролезть под ней и также выполнить гимнастический мост 0,5 метра от нее, третье и четвертой участницам сделать то же самое. Упражнение считается выполненным после того как все участницы одновременно будут стоять в позе гимнастического моста.

Туннель

В обратную сторону по одному ведение мяча правой рукой.

5.   «Акробатика»

Около линии старта в обруче лежат 3 баскетбольных мяча. Нужно взять все 3 мяча и перенести их в обруч на противоположной стороне.

Кувырок  через козла спиной вперед на маты с опорой на руки (спиной касаясь козла).

Акробатика

Взять 3 мяча, вернуться с ними обратно и передать мячи следующей участнице.

После каждого упражнения – аттракциона каждая команда, коллективно, выполняет задания по химии, подойдя к экрану, на который проецируются задания с мультимедийного проектора. По 4 вопроса для каждой команды с тремя вариантами ответов. Можно пользоваться периодической таблицей Менделеева (которая открывается в презентации). В случае неправильного ответа вся команда «наказывается»:

1. подтягиванием на высокой (юноши), низкой (девушки) перекладине 10 раз всего на всю команду;

2. прыжками через скакалку 50 раз каждому участнику;

3. сгибанием и разгибанием рук из упора лежа по 10 раз каждому;

4. двумя попаданиями в баскетбольное кольцо со штрафной линии всей команде.

Задача учащихся – отвечая на вопросы определить порядковый номер химического элемента в периодической системе, которому соответствует определенная буква в русском алфавите (каждая буква имеет свой номер):

2015-11-12_221409

(Например: относительную атомную массу 20 имеет неон. Его порядковый номер 10, которому соответствует буква И.)

Ответив на ряд вопросов, ученики получают набор букв и составляют из них название химического элемента.

 Алфавит

Задания по химии для команды № 1:

1) Относительная атомная масса элемента равна 20. Варианты ответов: Si — кремний, Ne — неон, Sn — олово. (№ 10 соответствует букве И.).

2) Элемент 3-го периода II группы. Варианты ответов: Mg — магний, B — бор, U – уран. (№ 12 Мg соответствует букве К.).

3) Элемент V группы, в его атоме три энергетических уровня.  Варианты ответов: In — индий, Y- иттрий, P – фосфор. (№ 15 Р соответствует букве Н.).

4) В ядре атома 24 протона. Варианты ответов: Cr — хром, Mg — магний, Na – натрий. (№ 24 Сr соответствует букве Ц.).

Таким образом, получаем следующий набор русских букв: И, К, Н, Ц. Название элемента из этих букв – цинк.

Задания по химии для команды № 2:

1) Относительная атомная масса элемента 40. Варианты ответов: Sc — скандий, Ar — аргон, Zr – цирконий. (№ 18 Аr соответствует букве Р.).

2) Электронная формула атома химического элемента 1s2 2s2 2p6 3s2 3p2. Варианты ответов: Si — кремний, P — фосфор, Al – алюминий. (№ 14 Si соответствует букве М.).

3) Химический элемент 3-го периода образует высший оксид RO3 и летучее водородное соединение H2R. Варианты ответов: P — фосфор, Cl — хлор, S – сера. (№ 16 S соответствует букве О.).

4) Относительная атомная масса элемента 51, число нейтронов в атоме 28. Варианты ответов: Cr — хром, V — ванадий, Ti – титан. (№ 23 V соответствует букве Х.).

Набор русских букв: Р, М, О, Х.

Название элемента из этих букв – хром.

По окончании урока учителя физической культуры и химии обязательно подводят итоги урока-игры.

Совет: интегрированный урок-игру по физической культуре и химии лучше проводить на последнем уроке первого учебного полугодия. А подготовку к нему начинать после освоения основной программы обучения. Можно также проводить это мероприятие в виде спортивного праздника, где принимают участие параллельные классы.

Вывод: интегрированный урок-игра не только развивает физические и умственные способности, но содействует развитию морально-волевых качеств участников, их взаимовыручки и сплочению коллектива класса.