Шапка для статей блога82

Друзья, читатели моего блога, по просьбе коллег сегодня хочу опубликовать статью, которая когда-то, в далеком 1996 году произвела хорошее впечатление на учителей физической культуры.  Хочу поделиться опытом использования волейбольной сетки на занятиях баскетболом на уроках и во внеурочное время. Комплекс упражнений дает возможность в короткий срок научиться правильно выполнять передачи и броски мяча двумя руками от груди. Этот комплекс — только маленькая искорка, дающая возможность разжечь фантазию учителя, сделать упражнения более разно­образными для учащихся и средних, и старших классов, использовать броски и передачи не только двумя руками, но и одной рукой от плеча, и в прыжках.

Волейбольная сетка натянута на высоте 224 — 243 см. Класс разделен на 4 группы: 2 группы мальчиков и 2 группы девочек. Мальчики и девочки располагаются с разных сторон площадки по группам в колонны по одному.

Упражнения.

1. Передача мяча в сетку двумя руками от груди с места или делая шаг вперед, стоя в 3 м от сетки. Ловля мяча, не давая ему коснуться пола.

2015-10-18_215656

2. То же, что в уnp. 1, но ловит мяч второй занимающийся, стоящий в колон­не за первым.

2015-10-18_215748

3. Стоя в 1 м от сетки, двумя руками от груди подбросить мяч вверх — вперед через сетку, поймать мяч на другой стороне, не давая ему упасть на пол. С другой стороны через сетку отдать пас второму стоящему в колонне и самому встать в конец колонны.

2015-10-18_215843

4. Упражнения 1 и 3 выполняют после­довательно одно за другим.

5. То же, что в упр. 4, но не отдавая паса: после ловли мяча за сеткой ведение мяча (шагом, бегом) и бросок мяча в кольцо в движении или с места. После ловли мяча от щита или кольца отдать мяч следующему, стоящему в колонне за сеткой, игроку (мяч посылают или сверху,  или снизу от сетки)

2015-10-18_215927

6. То же, что в упр. 5, только после броска в кольцо, возвращаясь назад, выполнить ведение (несколько метров) и примерно с З м. от сетки послать мяч в движении в сетку. Затем поймать мяч после отскока от пола и тут же сделать передачу через сетку двумя руками от груди.

2015-10-18_220019

7. За сеткой, в 1 м от нее, напротив каждой колонны положить обруч. Упражнение выполняют так же,  как упр. 1. После ловли мяча от сетки следует бросок мяча через сетку двумя руками от груди так, чтобы мяч попал в обруч. Быстро перебежать на другую половину площадки, поймать мяч после первого касания пола, развернуться и передать мяч через сетку следующему в колонне.

2015-10-18_220124

  8.  То же, что в упр. 7, только после ловли мяча за сеткой, ведение в сторону обруча, бросок и далее как упр. 5 или 6. Расстояние от обруча до сетки необходимо менять. Чем дальше от сетки (но не   далее   3   м),   тем   легче   выполнить упражнение;  чем ближе,  тем сложнее.

2015-10-18_220201

9. То же, что в упр. 7, только после ловли мяча за сеткой передача мяча в стенку, которая находится спереди или сбоку. Ловля отскочившего мяча и далее как в упр.   5 или 6.

Для более старших классов в опреде­ленных местах за сеткой устанавливают стойки для отработки обманных движений. Далее класс перестраивается так, чтобы две колонны стояли друг против друга с разных сторон от сетки на расстоянии 3 м от нее. На каждой стороне перед колоннами в 2 м от них лежит обруч (обручи располагают почти рядом друг с другом под сеткой).

2015-10-18_220437

10. Встречная передача мяча с ударом об пол без смены мест (мяч должен попадать в обруч, который находится ближе к ловящим).
11. То же, что в упр. 10, только со сменой мест, т.е. отдающий пас бежит в конец встречной колонны. Передача двумя руками от груди.
12. Игрок с мячом бросает его двумя руками от груди (одной рукой от плеча) через сетку направляющему игроку встречной колонны. Расстояние между колоннами 2 — 3 или 6 метров.
13. Броски мяча двумя руками от груди (одной рукой от плеча) через сетку с попаданием в обруч. Бросивший мяч становится в конец своей колонны. Отскочивший от пола мяч ловит партнер из встречной колонны и проделывает то же самое.
14. То же, что в упр. 12, только игрок с мячом, стоя лицом к сетке, делает один  удар  об  пол,  ловит  мяч,  развора­чивается  на  180°  и  передает пас-бросок двумя руками от груди назад через сетку направляющему встречной колонны.
15. То же, что в упр. 12, только поймать мяч в прыжке, приземлиться и сделать бросок в прыжке.

Подвижные игры.

1. Игра с баскет­больным мячом на ограниченном участке площадки возле волейбольной сетки. Две команды по 4 человека. По 2 человека из команды становятся с разных сторон от сетки. Цель игры: перебросить мяч через сетку так, чтобы его поймал игрок своей команды. Ведение мяча запрещено. Разрешены повороты на месте и передача мяча партнеру на той же самой половине площадки. Очки начисляют за точную передачу мяча через сетку. Игроки противоположной команды (т.е. противник) пытаются помешать передаче, перехватить мяч, вырвать, выбить или завладеть им.

2. Игра такая же, как и первая, только перелетающий через сетку мяч необходимо ловить (перехватывать, подбирать) после касания им пола.

Проводя данные упражнения и игры на уроке, я добился немалых успехов в обучении передаче и броску мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча. Кроме этого, упражнения способствуют стремительному развитию ловкости, быстроты движений, координации.

3 ВОЛЕЙБ. СЕТКИ  3 сетки

Далее я предлагаю познако­миться с очередной серией упражнений и подвижных игр, подводящих к овладению техникой игры в баскетбол, при применении трех волейбольных сеток: одна натянута как обычно, поперек спортивного зала, т.е. вдоль центральной линии, и две по длине зала (посередине между боковыми линиями). Это дает возможность еще более оживить, разнообразить, дополнить и усовершенствовать упражнения. Я убедился в преимуществе наличия сразу трех во­лейбольных сеток в зале 18 х 12 м, поскольку разработанный мною комплекс упражнений и игр в этом случае можно полнее использовать на кружковых и дополнительных занятиях физической культурой, спортивных  секциях  баскетбола,  спортивных  мероприятиях  и соревнованиях и, конечно, на уроках физической культуры.

Пропускная способность спортивного зала при выполнении комплекса позволяет участвовать в занятиях секции баскетбола 30 баскетболистам одновременно, на спортивных праздниках и соревнованиях — 2-4 классам.

Овладев простыми упражнениями, в дальнейшем их можно усложнить, например, выполнять с двумя мячами одновременно.

Упражнения.

1. Два игрока стоят друг против друга, перед ними сетка, у каждого в руках мяч. Пе­редача мячей: один передает над сеткой, другой под сеткой.

2.То же, что в упр. 1, только оба игрока передают мячи над сеткой, не давая им коснуться пола.

3.То же, что в упр. 1, только игроки стоят в 3 м от сетки. Передача мяча над сеткой обоими игроками одновременно и ловля мяча после отскока от пола.

4.То же, что в упр. 3, только надо попасть мячом в обруч (обручи лежат друг против друга) и поймать мяч после первого отскока от пола. Расстояние от обруча до сетки (1-3 м) менять, усложняя задачу: чем ближе, тем труднее попасть.

5.Держа по одному мячу в правой и левой руке, у плеч, выполнить броски через сетку одновременно двух мячей, догнать их и с ведением этих мячей вернуться на исходную позицию.

6.То же, что в упр. 5, только броски выполнять поочередно правой и левой рукой.

7.То же, что в упр. 5, только один мяч в руках, а другой на полу. Бросить мяч через сетку в обруч, который лежит в 2 м от сетки, поднять тут же второй мяч и с ведением догнать первый мяч, затем с ведением двух мячей вернуться на исходную позицию.

8.То же, что в упр. 7, только, подняв второй мяч с пола, выполнить второй бросок в обруч и затем, подобрав оба мяча, с их ведением вернуться на исходную позицию.

9. Дальние броски в боковые кольца через волей­больные сетки, которые натянуты вдоль зала посередине.

Подвижные игры.

1. Играют в баскетбол на ог­раниченном участке площадки две команды по 5 человек: 3 игрока в нападении и 2 в защите. Переходить центральную линию (там, где висит сетка) игрокам нападения и защиты нельзя. Игроки защиты передают мяч нападающим только через сетку.

2.Игра в баскетбол двух команд по 6 человек. По 3 игрока каждой команды находятся на разных половинах площадки. Переходить центральную линию нельзя. Броски в кольцо на своей половине площадки проводит та команда, которая овладеет переле­тевшим через сетку мячом. Мяч передавать на другую половину площадки после одной атаки кольца.

3.Игра та же, только в двух командах по 4 игрока. По 2 игрока каждой команды располагаются с разных сторон волейбольной сетки, натянутой вдоль зала, посередине между боковыми линиями. Кто первым подберет мяч, отскочивший от кольца, тот и бросает в противоположное кольцо через сетку и т.д.

Конечно, приведен далеко не весь арсенал игр и упражнений, используемый мною на занятиях по баскетболу. Каждый учитель может его дополнить и обогатить. К слову, наш спортивный праздник, посвященный началу учебного года, показал, что бас­кетбольные эстафеты с использованием волейболь­ных сеток школьники выполняют очень успешно даже с первого раза. В соревнованиях V-VII классов в некоторых упражнениях младшие ни в чем не хотели уступать старшим. Захватывающим зрелищем под занавес спортивного праздника стали приведенные здесь подвижные игры в исполнении учащихся VIII-IX классов, причем одновременно играли четыре команды.