Шапка для статей блога 17

Сегодня я хочу поделиться мыслями по поводу исследовательской деятельности учащихся в области физической культуры в рамках школьного научного общества (ШНО). В одной статье я все не охвачу, поэтому сейчас я раскрою лишь основные моменты.

Исследовательская деятельность должна быть неотъемлемой частью учебного процесса учащихся школы. Физическая культура не исключение из этого правила. В каждом человеке, с самого раннего возраста, заложено стремление познавательной деятельности, раскрытие внутреннего потенциала. Имея рядом наставника, учащиеся не ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном. Используют широкий круг источников, применяют более совершенные, по сравнению с программными материалами, методы познавательной деятельности.

Ценность исследовательской деятельности заключается в том, что школьники уже в этом возрасте начинают чувствовать себя молодыми учеными, ведь им приходится постоянно наращивать свою базу знаний (в первую очередь, понятийного аппарата исследования, сущности исследовательского процесса).

Основными задачами учителя в исследовательской деятельности учащихся являются:

—         формирование у школьника интереса к научному творчеству,

—         обучение методике и способам самостоятельного решения поставленных задач;

—         развитие творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний;

—         выявление наиболее одаренных и талантливых школьников, использование их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач.

Тематика исследований определяется не только требованиями школьной программы, но и подразумевает новизну исследований, оригинальностью и необычностью. Темы подбираются в течение учебного года самими учащимися или предлагаются учителем. Это сложный вопрос, потому что от нее зависит успех самой работы.

Творческая работа осуществляется под руководством учителя на протяжении всего периода. А начинается с составления обоснованного плана действий. Этот план постоянно уточняется на протяжении всего периода выполнения работы. Результаты работы фиксируются в виде: описания, заполнения таблиц и анкет, построений графиков и диаграмм. Теоретические проблемы, которые ставились при составлении плана действий, должны завершаться конкретными решениями и практическими результатами.

Итак, вкратце опишу несколько последних исследований учащихся школы, чтобы наглядно показать значимость этой деятельности для учителей физической культуры.

ШНО 1

Тема: «Влияние третьего часа физической культуры на укрепление здоровья школьников». В работе:

—         затронута проблема сохранения  здоровья,   подготовки   личности   к   плодотворной трудовой, общественно-важной деятельности;

—         прослежена динамика показателей физического развития, двигательной подготовленности и состояния здоровья у учащихся школы за последние 3 года обучения;

—         доказан положительный эффект физической культуры в укреплении здоровья и оздоровления организма человека.

Экспериментальным путём подтверждено положительное влияние увеличения количества часов  физической культуры для учащихся школы на укрепление их здоровья; подтверждена эффективность обучения физической культуре учащихся школы с трёхчасовой недельной нагрузкой.

Тема: «Влияние физических упражнений на изменение биологического возраста человека».

—         Доказан положительный эффект физической культуры  в укреплении здоровья и оздоровления организма человека.

—         Развитие стремления учащихся к здоровому образу жизни путем использования полученных знаний

В чем заключалось исследование:

Кроме опроса-тестирования проведен ряд тестов, для определения возраста и состояния здоровья по состоянию нескольких функциональных систем органов человека. Тесты на «быстроту реакции», «равновесие», «выносливость», «защемление», «гибкость», «пульс», «подвижность суставов». Проведен анализ заболеваемости учащихся за 2,5 года и ряд других исследований.

И в заключении сделаны выводы:

  1. Наше отношение к своему здоровью влияет на долголетие.
  2. В зрелом возрасте мы будем пожинать  плоды безразличного отношения к своему здоровью.
  3. Старение организма начинается отнюдь не в старости (первые возрастные изменения наступают после 25 лет).
  4. Сегодня наша задача — замедлить скорость изнашивания организма и уберечь себя от преждевременного старения.
  5. Первоочередные возрастные изменения на которые можно воздействовать: кожа, сердце и кровеносные сосуды.
  6. Состояние сердечно-сосудистой системы определяет здоровье всего организма.
  7. Занятия физической культурой и спортом – это путь к здоровью!

ШНО 2

Вот еще две очень интересные темы, которые рассматривались учащимися-исследователями в последние годы:

  1. «Влияние двигательной активности на здоровье школьника в условиях экологически неблагоприятной обстановки в поселке».
  2. «Влияние биоритмов на здоровье детей старшего школьного возраста»

Как видите, темы исследовательской работы не только интересны, но и полезны.

Какая категория учащихся школы входят в состав школьного научного общества? То есть, кто учащихся занимается исследовательской работой в школе? Как учитель физической культуры я советую обратить внимание коллегам, в первую очередь, на детей с ослабленными здоровьем и на перспективных, одаренных спортсменов. Из моей педагогической практики работы учителем физической культуры есть ряд примеров, когда в 5 классе дети, имея какие-то отклонения в здоровье (сколиоз, астма, плоскостопие, вегето-сосудистая дистония и некоторые хронические заболевания), в 9-11 классах забывали о них, потому что их уже не было. Они занимались исследованиями своего организма, писали рефераты и проводили исследовательские работы, занимались посильными физическими упражнениями, делали сравнения и в заключении выводы. Ни в коем случае я не занимался их лечением (только тесное сотрудничество с детским врачом амбулатории и родителями). Ряд таких детей, в дальнейшем, стали физически крепкими и хорошими спортсменами.

Учитель физической культуры – это направляющая сила в борьбе за здоровье подрастающего поколения!