Шапка для статей блога138

Сегодняшняя статья посвящена проблеме, с которой сталкиваются многие учителя физической культуры – как правильно и успешно провести открытый урок физической культуры.

Мне часто приходится в качестве члена жюри или эксперта по аттестации посещать открытые уроки своих коллег. А также самому доводилось много раз давать открытые уроки разного уровня. Помню свой первый такой урок, на который решился самостоятельно. Никто меня не просил, не заставлял и не принуждал. Ох, как сильно волновался, переживал. Но отступать не собирался. Дочка моя, Наталья, в то время училась в третьем классе и само собой выбор пал на её класс. Пригласил на свой первый открытый урок учителей начальных классов и завуча по учебной работе. Урок удался, по мнению учителей, а я был не доволен. Видел и чувствовал свои недостатки: неуверенность и скованность в действиях, ошибки в подаче команд. А приглашенные зрители-учителя, почему-то, восхищались моим уроком. Только через несколько лет я услышал от Погадаева Григория Ивановича (автора учебников по физической культуре, Заслуженного учителя РФ, моего наставника и друга) интересную фразу, которую и Вас призываю запомнить: «Если сам видишь недостатки от проведенного тобой урока, значит, растёшь и у тебя есть педагогический потенциал!»

Этот первый мой открытый урок стал отправной точкой, стартом дальнейших, успешных публичных выступлений различного уровня.

Есть мнение, что опытному учителю, со стажем, намного легче проводить открытый урок, чем молодому специалисту. Однако же практика посещения уроков физической культуры своих коллег даёт мне право сделать несколько иные выводы: есть талантливые, молодые учителя-специалисты у которых глаза горят, уроки зажигательные, эмоциональные и главное – эффективные и поучительные! А учителя с внушительным стажем, порой дают скучные, «советские» уроки (наверное, не успели перестроиться или не хотят).

Впервые я лично сам увидел супер урок в городе Иваново, который проводил учитель физической культуры СОШ № 17 г. Ярославля Воробьёв Юрий Леонидович: на зональном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы». Для меня это был фурор! Юрий Леонидович в тот 1996 год показал всем участникам Всероссийского конкурса, и мне лично, как надо работать по-современному (он обошёл своё время). У него на уроке все дети бегали, выполняли задания-упражнения, музыка играла,  а он… дирижировал, отдыхал и наслаждался! Респект Юрию! И я счастлив, что мы с ним сейчас друзья! Дорогие коллеги, можете Вы себе представить открытый, конкурсный урок, где учитель физической культуры во время самого урока отдыхает (не проводит и напрягается, а получает удовольствие и наслаждается)? Григорий Иванович Погадаев как-то произнёс фразу: «По окончании урока нужно выходить отдохнувшим!». Каждый из нас старается создать себе условия, чтобы получать удовольствие от проведённого урока. Но не каждый знает как!

Давайте попробуем разобраться каким же должен быть правильный открытый урок физической культуры?

Для начала, выясним для себя, что все уроки подразделяются на виды:

1.Урок изучения нового.

2.Урок закрепления знаний.

3.Урок комплексного применения знаний.

4.Урок обобщения и систематизации знаний.

5.Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Выбор вида будущего открытого урока должен основываться личных предпочтениях учителя (что лучше всего получается, то и выбирайте).

Главное – урок должен быть зажигательным, необычным и интересным как для детей, так и для зрителей. Поэтому серьёзно отнеситесь к теме урока. Тема урока должна быть Вам самим интересна. Если я игровик, то не стоит мне выбирать тему из раздела гимнастики или лыжной подготовки. Хотя бывают случаи, когда вынужден дать конкурсный урок с темой из «неудобного» раздела физической культуры. В таком случае я «разбавляю» этот урок серией упражнений из любимого вида спорта. Пример: развитию общей или скоростной выносливости способствует игра футбол, а метанию мяча на дальность – игры русская лапта, битбол.

Приучайтесь предварительно не готовить класс, не посвящать детей в нюансы предстоящих действий. Но необходимо знать уровень физического развития и подготовленности класса (часто приходится видеть на конкурсных уроках, как чрезмерно сложные, но очень интересные упражнения ставят учителя в тупик. Если ученик не справляется с заданием, то ему становится не интересно на уроке, а это приводит к разладу дисциплины).

В начале урока нужно зажечь детей, расположить их к себе неординарными своими действиями. Если глаза детей загорелись и появился эмоциональный подъем в начале урока, значит успех обеспечен. Приветствуется импровизация, изюминки.

Выбирайте нестандартную форму проведения урока. Это может быть: квест-урок, урок-путешествие, интегрированный урок, интерактивный урок, сюжетный урок с использованием наглядных пособий, нестандартного оборудования и компьютерной техники.

Давая упражнения, объясняйте детям практическую значимость их действий. Должна быть практическая привязка к обычной жизни. Это приведёт к заинтересованности самих детей.

Ценность и оценка урока будет значительно выше, если по окончании урока предложить членам комиссии и зрителям раздаточный, методический материал и подготовленные буклеты.