Шапка для статей блога139

Статья, с которой я предлагаю Вам сегодня ознакомится, посвящена самоанализу проведенного урока по физической культуре учителем.

В предыдущей статье я рассказал о нюансах успешного проведения открытого урока. Но, ни словом не обмолвился об анализе проведенного урока. А, ведь, самоанализ является неотъемлемой частью проделанной работы. В первую очередь он нужен самому учителю, чтобы выяснить положительные и отрицательные стороны своих действий на уроке.

Если Вы провели урок и забыли о нём, значит впустую он прошёл. Если не сделали анализ положительных и отрицательных моментов урока, то тоже ноль Вашему уроку! Моя педагогическая деятельность насыщена разнообразными приёмами, формами и методами проведения уроков физической культуры. Каждый последующий учебный год не похож на предыдущий: постоянно меняю содержание подготовительной и основной частей урока. Мне много раз доводилось делать самоанализ урока, участвуя в различных конкурсах и давая мастер-классы. И, думаю, что мне есть чем поделиться. Призываю Вас, дорогие учителя физической культуры, анализировать проведенные мероприятия! Ваш урок, во время экспертной оценки при аттестации, будет цениться выше, если Вы возьмёте на вооружение эту статью. Участвуя в профессиональных конкурсах, мои рекомендации тоже пригодятся. А экспертам по аттестации эта статья будет являться подсказкой при выставлении баллов за педагогические технологии и методику обучения.

Предлагаю всем учителям физической культуры придерживаться нижеприведённой схеме самоанализа урока. Вам достаточно будет сопоставить предложенное содержание схемы с проведенным уроком  и составить свой самоанализ. Итак, что должно входить в самоанализ?

1. Тип урок (важно указать при самоанализе):

— урок изучения нового;

— урок закрепления знаний;

— урок комплексного применения знаний;

— урок обобщения и систематизации знаний;

— урок контроля, оценки и коррекции знаний.

2. Цель и задачи урока (цель должна быть одна и несколько задач).

Цель урока – это достижение планируемых результатов, используя дидактические, методические и психологические приёмы.

Задачи урока:

Образовательные задачи (Ознакомление, обучение, совершенствование физических упражнений. Развитие умений и навыков применять изученные упражнения в изменяющейся обстановке).

Воспитательные задачи (воспитание: внимания, дисциплинированности, воли, аккуратности, бережного отношения к имуществу, а также чувства дружбы, товарищества, целеустремленности, самостоятельности и настойчивости в преодолении трудностей).

— Оздоровительные задачи (Санитарно-гигиеническое состояние места занятий. Формирование осанки и обеспечение на занятиях наилучших условий для оздоровительного влияния упражнений на организм занимающихся).

— Задачи развития мышления (умение выделять главное, сравнивать, обобщать).

— Задачи развития воли (целеустремлённость, выдержка, самообладание, сопереживание).

3. Характеристика класса с указанием каких-то особенностей: уровня развития и эмоционального состояния учеников, их заинтересованности и активности.

4. Структура урока  и характеристика его частей (задачи, средства, продолжительность, методы) с обоснованием оптимальности.

— Урок физической культуры состоит из трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной, заключительной.

Подготовительная часть преследует цель подготовить занимающихся к выполнению упражнений в основной части занятия: организация занимающихся, эмоциональный и психический настрой, обеспечение функциональной готовности организма активной мышечной деятельности.

Основная часть решает наиболее значимые оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, предусмотренные учебной программой и планом данного урока.

Заключительная часть преследует цель:

— снижения функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние,

— регулирования эмоционального состояния,

— снижения физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц,

— подведения итогов урока,

— сообщения домашнего задания для самостоятельных занятий физическими упражнениями.

5. Собственная оценка содержания каждого этапа урока.

Соответствие содержания урока требованиям программы, принципов научности, систематичности, последовательности, доступности и связи с жизнью.

6. Собственная оценка оптимальности выбранных форм и методов обучения с указанием педагогической целесообразности.

Формы обучения: урок, урок-беседа, урок-соревнование, урок-экскурсия…

Методы обучения: словесный, практический, наглядный

Словесный метод обучения: рассказ, объяснение, лекция.

Практический метод обучения:

Фронтальный (характеризуется выполнением задания всеми занимающимися). Используется преимущественно в подготовительной и заключительной частях урока.

Групповой (характеризуется одновременным выполнением в нескольких группах учащихся разных заданий). Содержание заданий в группах зависит от пола, уровня подготовленности и других признаков. Этот метод используется преимущественно в средних и старших классах с привлечением помощников учителя из числа подготовленных учеников.

Индивидуальный (характеризуется самостоятельным выполнением индивидуальных заданий каждым учеником). Индивидуальные задания предназначены для занимающихся, значительно отличающихся от основного состава класса по своей подготовленности, особенностям и способностям, а иногда по состоянию здоровья.

Круговой (характеризуется последовательным выполнением занимающимися серии заданий на специально подготовленных местах, как правило, расположенных по кругу зала или спортивной площадки). Обычно в круг включается от 4 до 10 упражнений. На каждой «станции» выполняется один вид упражнений или двигательных действий.

Наглядный метод обучения: плакаты, рисунки, компьютерное и мультимедийное оборудование…

При самоанализе проведенного урока приветствуется уверенность, эмоциональность и чёткость в действиях перед экспертами или слушателями.