Шапка для статей блога128

Друзья мои, я благодарен Вам, что посещаете мой блог! Отрадно, что статьи, которые я периодически публикую, интересны Вам! Сегодня Вашему вниманию хочу предложить старую, но очень актуальную до сих пор мою методическую разработку: «Комплекс подводящих упражнений с мячом для овладения навыками игры в баскетбол».

Это первая моя печатная работа. Первая моя методическая разработка. У неё своя интересная история:

В конце 1995 года (в не компьютерный век), когда только ввели вторую, первую и высшую квалификационные категории, я набрался смелости и подал в аттестационную комиссию заявление сразу на высшую категорию (таких смельчаков в тот год нас было двое из района). Знаете, в те времена меня возмущала система начисления заработной платы педагогическим работникам (у кого стаж больше, у того и зарплата выше). В школу я приходил к 8 утра, а уходил домой после 18 часов (тогда как, другие учителя-предметники уходили из школы в 14 часов). Мой педагогический стаж на 1995 год составлял 8 лет. Работал с огромным удовольствием, энергия во мне кипела, идей куча, желаний масса. Жил по принципу: «Скорее бы утро, утром снова на работу!» Но раз в месяц огорчался, когда на руки получал зарплату. «Почему же моя зарплата была ниже, чем у других?» — задавал я себе вопрос.

Но, продолжу короткую историю. Итак, написал я заявление на высшую категорию (это был 14-ый разряд), но Начальник Управления образования нашего района (зная мой стаж работы) выдвинула условие, чтобы я за короткий срок (1-2 месяца) представил 3 методические разработки!!! Обратите внимание: 3 методические разработки, а не реферата! Я их написал за один месяц! Две из них оформил в виде большого фотоальбома с огромным количеством текста: «Комплекс подводящих упражнений с мячом для овладения навыками игры в баскетбол» и «Методика организации и проведения занятий по туризму». Третья разработка «Сюрпризы лесной прогулки» была вскоре опубликована в журнале «Физическая культура в школе». Главным помощником в этом деле была моя супруга, Людмила, которая прекрасно владела пишущей машинкой (а Вы знаете, что до компьютерного периода нашей жизни, все работы, печатные материалы оформлялись на пишущих машинках?). В то время не было компьютеров, мобильных телефонов и интернета. Учебные пособия по физической культуре и по каким-либо видам спорта практически отсутствовали. Поэтому создавал методический материал основываясь на собственном опыте, экспериментах, наработках, которые скопились в голове за 35 прожитых лет.

Моя история была бы не полной, если бы я не рассказал о том, как я сдавал экзамен на высшую категорию, в тот год, в институте повышения квалификации в Москве. Приехал, зашёл в аудиторию на втором этаже. Вытянул билет и сел готовится. Передо мной сидели несколько членов аттестационной комиссии во главе с заведующим кафедрой физической культуры и спорта… Через некоторое время меня попросили поделиться своим опытом работы. Я передал в руки экзаменаторам разработки и…, на этом моя сдача экзамена закончилась! Потому что члены комиссии долго рассматривали, изучали мои представленные материалы, затем заведующий кафедрой ф. к. и с. минут 15 ходил по различным кафедрам института, показывая мой альбом. Вернувшись, он похвалил и положительно оценил проделанную мою работу. На вопросы билета я не отвечал, а только принимал поздравления. Приятно мне сейчас вспоминать об этом.

IMG_20180112_103901а   IMG_20180112_103916а

Итак, Вашему вниманию представляю:

«Комплекс подводящих упражнений с мячом для овладения навыками игры в баскетбол»

I Подводящие упражнения для овладения техническими приемами игры в баскетбол

IMG_20180112_103954а IMG_20180112_104013а

 

IMG_20180112_104026а IMG_20180112_104040а

 

IMG_20180112_104051а

  1. И.п. — О.с. (Исходное положение – Основная стойка), мяч в руках пред собой на уровне головы. 1-2 – отпустить мяч и сделать хлопок в ладони; 3-4 – поймать мяч, не дав ему коснуться пола (облегченный вариант – мяч ловится после касания пола). По мере освоения упражнения менять: высоту полета мяча, количество хлопков, добавить хлопки за головой или спиной.
  2. И.п. – О.с., мяч в правой руке на уровне пояса. 1 – мах правой ногой вперед, переложить мяч под ногой в левую руку; 2 – тоже, что на счет 1, только мяч переложить в правую руку; 3-4 – тоже, что на счет 1-2, только мах левой ногой. Выполнять на месте и затем с продвижением вперед.
  3. Тоже, что упр. 2, только в 2 раза быстрее, т.е. на счет раз, два.
  4. Вращение мяча вокруг шеи почасовой и против часовой стрелки, перекладывая его из одной руки в другую.
  5. Тоже, что упр. 4, только вращение мяча на уровне туловища, затем – на уровне коленей.
  6. В выпаде правой (левой) ногой вперед перекладывание мяча из одной руки в другую между ногами.
  7. Удерживание мяча на ребре ладони вытянутой вперед правой, затем левой руки. (Мяч на ребро ладони в начале обучения устанавливается при помощи второй руки).
  8. Упражнение «восьмерка». В стойке ноги врозь (ступни на одной линии), перекладывание мяча из одной руки в другую вокруг каждой ноги.
  9. Подбросив мяч вверх правой рукой, поймать его левой, затем переложить в правую, вновь подбросить мяч вверх и т.д...
  10. Перебрасывание мяча из одной руки в другую, контролируя его кончиками пальцев. Способы выполнения: руки выше головы; на уровне головы; на уровне груди; пояса; коленей; из различных исходных положений: стоя, сидя, в полуприседе, лежа.
  11. Удерживая мяч обеими руками за головой, отпустить его, быстро опустить руки вниз, завести их назад и поймать мяч.
  12. Тоже, что и упр. 11, только выпустив мяч из рук и перед тем как поймать его за спиной, успеть выполнить хлопок в ладони перед собой.
  13. В парах, стоя спиной друг к другу на расстоянии 40-50 см., ноги врозь, руки вытянуты вперед, у одного игрока в руках мяч. Оба выполняют наклон вперед, и игрок с мячом передает его партнеру между ног из рук в руки, затем оба выпрямляются, прогибаются назад, руки при этом поднимают вверх и снова мяч передается из рук в руки, только уже над головой.
  14. В парах, стоя спиной друг к другу на расстоянии 40-50 см., передача мяча друг другу с одной стороны и прием с другой.
  15. Тоже самое, что и упр. 14, только передача мяча «восьмеркой»: первый участник передает справа и второй получает справа, второй передает слева и первый получает слева (траектория движения мяча напоминает цифру 8).
  16. В парах, стоя спиной друг к другу, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вверх, оба держат один мяч. Наклоны с мячом вправо и влево.
  17. Передвижение в приседе («гусиный шаг»), перекладывая мяч с руки на руку (руки подняты вверх).
  18. Ходьба (бег) спиной вперед (мяч в руках перед собой) с перебрасыванием мяча через голову в направлении хода движения и ловлей после поворота кругом на 180°.
  19. Тоже самое, что и упр. 18, только подбрасывать мяч вверх и как можно дальше от себя, и ловить, не давая ему коснуться пола.
  20. Стойка ноги врозь, мяч перед собой на вытянутых руках. Ударить мячом в пол между ногами таким образом, чтобы он отскочил вверх за спиной, поймать его обеими руками и далее направить ударом в пол в обратном направлении.
  21. В обеих руках, вытянутых вперед, по мячу. Одновременно подбросить оба мяча вверх и поймать их. По мере освоения упражнения: увеличивать высоту полета мяча; выполнять дополнительные движения (хлопок в ладони, приседания, повороты на 180° и 360° и т.д.
  22. Подбрасывание и ловля одновременно двух мячей над головой.
  23. «Чехарда» с одним мячом ( тот кто наклоняется, держит мяч двумя руками между ног на полу. После выполнения напарником прыжка через него, он катит мяч вперед, таким образом, чтобы напарник смог его остановить и т.д.).
  24. В стойке ноги врозь, мяч держится между ногами двумя руками (одна рука спереди, а другая сзади). Быстрым движением, смена положения рук, при этом не дать мячу упасть.
  25. Ходьба на руках в положении упора лежа, ноги держит партнер и мяч при этом зажат между ног.
  26. Жонглирование двух мячей (каждый мяч подбрасывается и ловится двумя руками).
  27. Удерживая мяч обеими руками перед грудью, подбросить его вверх — назад, чуть выше головы, завести руки за спину и поймать мяч за спиной. Затем подбросить его обеими руками из-за спины вверх – вперед и поймать мяч перед грудью. Выполнять на месте и в движении вперед.
  28. Подбросить мяч вверх, успеть сесть на пол – встать и поймать его, не дав мячу коснуться пола.
  29. «Каракатица» с мячом (упор лежа, руки сзади: передвижения вперед и назад при помощи рук и ног).
  30. Удерживая мяч в правой руке перед собой, завести руку за спину и подбросить мяч вверх таким образом, чтобы поймать его перед собой левой рукой. Тоже самое выполнить левой рукой. Выполнять на месте  и в движении.
  31. Из упора лежа, руки сзади, мяч зажат коленями, передвижение по кругу, переставляя руки и при этом ноги на месте.
  32. Одиночные и серийные прыжки в длину с места (мяч зажат между ног).
  33. Серийные прыжки на месте с подтягиванием коленей к груди (мяч в руках на уровне груди).
  34. Держа в руках мяч, прыжки из обруча в обруч (5-6 штук), , расположенные на расстоянии 60-100 см. друг от друга на одной линии (с ноги на ногу или с двух ног на две ноги)
  35.  Выпрыгивание вверх из глубокого приседа (мяч в руках перед грудью или за спиной).
  36. Прыжки через мяч (мяч в руках перед собой, внизу).
  37. Поднимая вперед-вверх правую ногу, подбросить мяч одной рукой под ногой с наружной стороны и поймать его другой рукой. Тоже самое, только поднимается левая нога.
  38. Одиночные и серийные прыжки вверх (мяч в руках перед собой), с доставанием подвешенных на различной высоте предметов, или баскетбольного щита, или сетки, или кольца.
  39. Серийные выпрыгивания вверх, отталкиваясь одной ногой от скамейки (высота 50-60 см.) со сменой опорной ноги при приземлении.
  40. Прыжки на одной или обеих ногах (с мячом в руках) через гимнастическую скамейку на месте и с продвижением вперед.
  41. Серийные прыжки вверх в парах, стоя лицом, друг к другу (у одного из партнёров в руках мяч, которых передаётся другому в верхней точке прыжка).
  42. Прыжки через скамейку с поворотами на 180°, держа в руках мяч.
  43. Прыжки на одной или двух ногах (в руках мяч) через две гимнастические скамейки, стоящие параллельно друг другу на расстоянии 40-50 см. друг от друга. Прыжки можно выполнять и с поворотами на 90 и 180°.
  44. Спрыгивание и напрыгивание на гимнастическую скамейку (в руках мяч) стоя спиной к ней.
  45. В упоре сидя на гимнастической скамейке, держась за её края кистями рук, передвижения вперёд.
  46. Тоже, что упр.45, только передвижения по скамейке, закрепленной под углом 10-20°.
  47. Тоже, что упр.46, только передвижения по скамейке, закрепленной под углом 30-45°.
  48. Передвижение вперёд при помощи рук, лёжа на скамейке (на животе), держась руками за боковые её края, ноги согнуты в коленях и прижимают к ягодицам мяч.
  49. Тоже, что упр.48, только мяч держится ступнями ног.
  50. Тоже, что упр.48-49, только передвижение ногами вперёд.
  51. Передвижения (ползание) при помощи рук, лежа на спине, на гимнастической скамейке (ноги подняты вверх, и мяч держится ступнями).
  52. Тоже, что упр.51, только опущены и почти касаются скамейки.
  53. Тоже, что упр.51-52, только по скамейке, закрепленной под углом 15-30°.
  54. Различные передвижения-ползания по скамейке, только в обе стороны различными способами.
  55. Сидя на скамейке, мяч держится ступнями ног. Подбросить мяч вверх перед собой и поймать его руками.
  56. Тоже, что упр.55, только выполнять из положения стоя.
  57. Стоя на полу, мяч держится ступнями ног. Подпрыгнуть и прогнувшись подбросить мяч сзади-вверх так, чтобы его поймать.
  58. Стоя, ноги вместе, руки перед собой с мячом. Мягко опуститься на колени и затем вернуться в исходное положение (при помощи резкого движения рук и туловища).
  59. Стоя, мяч в руках за головой. Сесть на пол, лечь на спину, затем вновь сесть и встать, не меняя положения рук с мячом.
  60. В упоре лёжа, мяч удерживается бёдрами ног. Оттолкнуться руками от пола и сделать хлопок кистями рук.
  61. В висе на высокой перекладине, мяч держится между ступнями ног. Согнуть ноги и коснуться коленями груди. Затем медленно опустить ноги вниз до исходного положения.
  62. Тоже, что упр.61, только после касания груди коленями, выпрямить ноги вперед до прямого угла и медленно опустить вниз.
  63. Лёжа на спине, на наклонной доске вниз головой, ноги закреплены, руки с мячом в руках. Поднять туловище до прямого угла и вернуться в исходное положение.

На этом я заканчиваю первую часть своей первой методической разработки «Комплекс подводящих упражнений с мячом для овладения навыками игры в баскетбол». Во второй части представлю комплекс упражнений на освоение ловли и передачи мяча, на освоение техники ведения мяча и технике бросков мяча в кольцо. Но это уже будет в следующих статьях.

Хочу лишний раз подчеркнуть, дорогие коллеги, что эта методическая разработка составлялась тогда, когда практически отсутствовали учебные пособия по каким-либо игровым видам спорта, отсутствовал интернет. Всё бралось из головы, из личного опыта и из того, что запомнил, тренируясь в те далёкие времена молодости.