Шапка для статей блога147

Приветствую Вас, дорогие мои коллеги! Меняется жизнь, виден прогресс, модернизация. Недавно в своей статье я говорил о предстоящих изменениях в аттестации учителей. Грядут перемены в нашей профессиональной деятельности, А это значит, изменяется будущее нашего Российского образования.

Так хочется, чтобы работалось нам спокойно, так хочется быть учителем-практиком физической культуры, а не теоретиком (бумажные и не бумажные отчеты просто одолели каждого из нас). Складывается впечатление, что изменения в аттестации учителей приведет к тому, что тот, кто теоретически подкован, вовремя сдает отчеты и правильно оформляет документацию, будет признан прекрасным учителем и соответственно иметь высшую категорию. Будучи председателем экспертной группы по аттестации учителей физкультуры, я часто посещаю уроки своих коллег из различных образовательных учреждений 13-ти муниципальных образований Московской области. Заверяю всех, кто сейчас читает эту статью, что огромное количество учителей физической культуры плохо владеют информационно-коммуникационными технологиями, с трудом разбираются в современной педагогических терминах. Но, при этом, показывают прекрасные уроки или дают чудесные мастер-классы. Отсюда, у меня возникло желание написать что-то важное, дать какие-то теоретические сведения, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях. В статье «Аттестация педагогических работников (что нас ожидает в ближайшие 2 года)» я упомянул, что нам предстоит (в будущем) проходить тестирование на сайте ефом.рф (единые федеральные оценочные материалы). А вопросы будут связаны с компетенциями учителя.

Давайте попробуем разобраться в профессиональной компетенции учителя. Это важный аспект в нашей деятельности.

Вспомним, какими компетенциями должен владеть учитель?

1. Предметными компетенциями

2. Методическими компетенциями

3. Психолого — педагогическими компетенциями

4. Коммуникативными компетенциями

В первую очередь расшифруем два слова: компетенция и компетентность.

Компетенция – это знания,  круг знаний в определенной области.

Компетентность – это умения применять на практике всё, что входит в эти компетенции. Где-то я, даже, прочитал и запомнил хорошую фразу: «Компетентность = знаю + умею + хочу + делаю».

Быть компетентным означает успешно применять полученные знания и опыт в конкретной ситуации.

А теперь, кратко расшифрую те компетенции, которыми должен владеть учитель.

Предметная компетентность учителя.

К ней относятся:

— набор знаний из области нашего предмета физическая культура;

— заинтересованность в изучении современных тенденций и исследований по нашему предмету;

— постоянно повышать свою квалификацию;

— использовать в работе современные педагогические технологии;

— внедрять новые формы и способы деятельности и трансформировать (совершенствовать) старые с целью оптимизации.

Методическая компетентность учителя.

К ней относятся:

— умение планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал;

— умение организовывать различные формы занятий;

— умение реализовывать деятельностный подход к обучению и умение организовать учебную работу обучающихся;

— умение применять инновационные технологии обучения;

— квалифицированное применение здоровьесберегающих технологий обучения;

— умение использовать приемы педагогической техники при формировании ключевых компетенций студентов;

— умение организовывать самостоятельную работу на занятиях и во внеурочной деятельности.

Психолого-педагогическая компетентность учителя.

— знание и учет психологических и возрастных особенностей учащихся;

— владение базовыми психолого-педагогическими знаниями и умениями, обусловливающими успешность решения широкого круга воспитательных и образовательных задач;

— умение выявлять индивидуальные способности с обучающихся и строить образовательный процесс с их учетом;

— умение выявлять пробелы в знаниях и умениях обучающихся, реализовать индивидуальные способы работы по ликвидации пробелов;

— умение устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения со студентами, коллегами, родителями;

— умение создавать благоприятный микроклимат в педагогическом коллективе.

Коммуникативные компетенции.

— Потребность в общении с детьми;

— Его положительная эмоциональная тональность;

— Доминирующее переживание чувства удовлетворения им;

— Взаимная личностная аттракция (учителя и учащихся);

— Понимание детей, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты;

— Конструктивное решение межличностных противоречий;

— Гуманизм и демократизм общения.