Шапка для статей блога98

Сегодня речь пойдет об очередном нововведении в школе – это ПРОФСТАНДАРТ. Нам уже это знакомы такие термины и слова как: ИКТ, ФГОС, инновации, ЕГЭ, ОГЭ. А вот профессиональный стандарт педагога – это что-то новое. Не правда ли?

В октябре 2013 года был утвержден приказ Министерства труда и социальной защиты РФ  «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Но введение стандарта в жизнь переносится уже во второй раз. На этот раз на 1 января 2017 года. Хотя Министерство образования не исключает возможности еще одного переноса. Профстандарты вводятся не только в образовании. Уже с июля 2016 года они станут обязательными для многих профессий. Министерство труда РФ утвердило 805 профессиональных стандартов и будут доведены до 1000.

Как все сложно на первый взгляд. И зачем нам это?

О профстандартах педагога мне периодически приходится слышать: то из средств массовой информации, то на различных региональных конференциях и, в особенности в отделе регионального научно-методического центра экспертной оценки педагогической деятельности (так как я являюсь председателем региональной экспертной группы по аттестации учителей). В связи с этим я и решил сам разобраться с этим нововведением, и поделиться своими рассуждениями с Вами.

Открыл сайт ВикипедиЯ и прочитал следующее: Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Что-то опять сложно для понимания. Но продолжу рассуждения.

Жизнь меняется, все движется вперед. Вспомните, какие дети были 20 лет назад, 10 и какие они сейчас. Сейчас они более самостоятельные, раскрепощенные, каждый со своим характером. Но я не думаю, что сегодняшние учащиеся более эрудированные, чем 5-10 лет назад. Но они более «продвинутые». А мы, взрослые, остаемся прежними: не хотим что-то менять в своей жизни, привыкли работать «по старинке». Всё новое критикуем, ищем недостатки. Давайте просыпаться! Давайте жить в ногу со временем! Начинается урок, смотришь на учащихся и понимаешь, что, сколько их, столько и индивидуальностей. К каждому нужен свой подход. Скажите, Ваша профессиональная квалификация позволяет Вам быть компетентным по отношению к каждому из них? А, ведь, у нас есть ответственность за результаты своей деятельности в качестве учителя. Сейчас созрела необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку. Сейчас учитель – это не просто учитель и воспитатель, но и психолог, аналитик, режиссер, программист детских душ, врач! Вот и появилась необходимость выдвигать новые требования к квалификации учителя. Нужны новые профессиональные стандарты, которые повлекут за собой ответственность каждого из нас за результаты своего труда.

Чем дальше я рассуждаю сейчас, тем больше возникает у меня и у Вас вопросов. По сути, ничего нового я не смог пока уяснить для себя: что же изменится с введением профстантарта! Ну, разве что, четко сформулируются требования к работникам в связи с реформированием педагогического образования. Профстандарты придут на смену большому количеству должностных инструкций и справочников (хотелось бы верить в это. Но отчетного материала учителя, как мне кажется, не убавится. Мы сейчас с избытком загружены «бумажной» работой: классный журнал, электронный журнал, электронная система оценки качества и огромное количество отчетного мониторинга своей работы.).

Полностью изменятся критерии оценки учителя, требования к его квалификации. В корне должна измениться форма аттестации учителей. В комиссию по аттестации учителей (по моему предположению) будут входить не только экспертная группа, но и профсоюзная организация, общественность и родительский комитет. На такие мысли меня наталкивает то, что работая в условиях реализации ФГОС, мы сталкиваемся с различной категорией детей: одаренные, трудные, с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас мы должны вовремя распознавать те или иные проблемы у ребенка: задержка в развитии, умственная отсталость, пагубные привычки...

Так что, прибавится дополнительное количество документов по планированию. Добавится индивидуальное планирование на отдельную категорию таких детей. Это, конечно, хорошо! Ведь, если четко спланировать все свои действия в работе к различной категорией детей, то и результат труда будет другим. Отрадно отметить, что, если до сегодняшнего дня главными критериями оценки учительского труда были результаты ЕГЭ, количество победителей олимпиад, качество и успеваемость, то с введением профстандартов будет главным — учёт работы учителя с трудными, одаренными, необычными детьми, с ослабленным здоровьем.

Ой, как тяжело подготовить победителей и призеров олимпиады, работая в маленькой сельской школе, где учится менее 200-300 учащихся, а образовательных учреждений в районе более 50. Но зато в таких школах живет ДУША: хорошее взаимопонимание не только с учащимися, но и с их родителями. В сельской местности жизнь отрытая: всё как на ладони. Я уже давно поставил перед собой цель: если есть в школе одаренные дети, то этот дар надо развивать. А если ребенок не верит в себя, в свои способности, то убедить его в обратном! Надо помочь ему делать правильные, верные шаги в жизни!

Учитель должен больше проявлять свои человеческие качества: уважение к ребенку, душевность, защита, понимание, помощь...