Шапка для статей блога97

Друзья, читатели моего блога! Больше месяца я ждал этого дня. Не скажу, что готовился каждый день, но считал дни и часы. Сегодня мне посчастливилось показать мастер-класс для учителей физической культуры в рамках подведения итогов недели физической культуры Ассоциации учителей Подмосковья. Но обо всем по порядку.

Ассоциация учителей физической культуры Московской области набирает силу. Уже достаточно много проведено мероприятий. Обмен опытом, обсуждение важных вопросов и проблем – это не полный перечень деятельности Ассоциации за 2 года под руководством Сергея Анатольевича Фирсина, председателя Ассоциации учителей физической культуры Московской области «Лидер»

26 апреля 2016 года в МОАУ № 27 города Люберцы лучшие учителя Подмосковья показывали свои мастер-классы для членов Ассоциации (делились опытом своей работы). Очень хочу перечислить выступающих, лучших учителей физической культуры Московской области:

Евгений Анатольевич Дегтярев  –  учитель физической культуры МОУ Дмитровской СОШ №8 города Дмитров. Тема «Предметные развивающие игры как средство реализации комплекса ГТО».

Лариса Анатольевна Марусяк, –  учитель физической культуры МБОУ Лиця №11 г. Химки. Тема: « Использование гимнастической скамейки для развития двигательных качеств».

Оксана Олеговна Белова, – учитель физической культуры МБОУ СОШ №10 г. Реутов. Тема: «Использования гимнастической стенке на уроке физической культуры».

Малахаева Ольга Александровна, учитель физической культуры МБОУ «Черкизовской СОШ»  Пушкинского м.р. Тема: «Организация занятий по физической культуре в общеобразовательных организациях на основе фитнеса».

Сергей Васильевич Ефимов, учитель физической культуры МБОУ  Большеалексеевской СОШ" г. Ступино. Тема: «Развитие двигательных качеств на уроках баскетбола».

После перерыва выступила с приветственным словом Лидия Николаевна Антонова, президент Ассоциации педагогов Московской области «Учителя Подмосковья», член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и вручила Благодарственные письма лучшим учителям Ассоциации учителей физической культуры.

20160426_124602а   20160426_131839

И в заключении предоставили слово мне. Я показал в актовом зале школы мастер-класс «Путь достижения цели в учебном процессе и в жизни».  Вот текст моего выступления и слайды:

Вы когда-нибудь ставили перед собой цель?..

Конечно, ДА!

А Вы всегда добивались своей цели?..

Вот здесь Вы будете затрудняться ответить ДА!

Вы когда-нибудь задумывались, почему одни люди успешные и добиваются поставленной цели, а у других что-то не получается?

Вы когда-нибудь задумывались, почему на одних уроках мы справляемся с поставленной целью, а на других, выбиваясь из сил, топчемся на месте без продвижения вперед? Цель есть, а движения к ней нет!

Сегодня я  отвечу на эти вопросы в рамках мастер-класса. Он будет касаться и учебного процесса, и жизненных ситуаций.

Итак, начинаем.

Цель поставлена, и вы доводите ее до учащихся.

Вопрос: «А Вы сами готовы добиться ее? Вы верите в успех? И что для этого необходимо?»

Вот важная аксиома, не требующая доказательств:

…Вы вошли в спортивный зал бодрыми, целеустремленными и с хорошим настроем…

Да, Вас ждет… успех!

Вы вошли в спортивный зал с плохим настроением, уставшими, раздраженными…

Вас поджидает неудача, потому что дети «заражаются» Вами! Вспомните себя на таких уроках. Было такое?

Вывод: начни с себя!

Позитивный настрой, позитивные мысли, хорошее настроение – залог успеха во всех начинаниях!

2016-04-26_212614 2016-04-26_212817 2016-04-26_213209

Звенит звонок, Вы входите в зал. Дети построены. Цель поставлена. Начинаем движение к ней. Что возьмем с собой?

Желание, которое подкрепляется словами: Я ХОЧУ ДОБИТЬСЯ ЦЕЛИ.

Убежденность, подкрепляется словами: Я МОГУ ДОСТИГНУТЬ ЦЕЛИ.

Ожидание (то есть НАДЕЖДА), подкрепляется не сидением на лавочке, а Действием и Настойчивостью.

Приводим в порядок себя и свои мысли. Перед уроком, перед каким-либо действием (например, перед ответственным событием дня) нужно погрузиться в состояние, в котором вы, кстати говоря, обычно находитесь утром, когда просыпаетесь.

Это альфа-уровень с частотой 7-14 энергетических пульсаций в секунду. Это творческий, интуитивный уровень.

Живя на этом уровне, происходят чудеса. Находясь в нём, не нужно акцентироваться на путях достижения цели, потому что все происходит само собой: легко решаются проблемы, само собой преодолевается трудная ситуация.

…А в бодрствующем, обычном, повседневном, состоянии мы находимся на бета-уровне с частотой 14-21 энергетических пульсаций в секунду. Преобладает логическое мышление.

Мы живем, двигаемся, думаем, решаем жизненные задачи – это все происходит на бета-уровне. Преобладает работа левого полушария головного мозга. И в какой-то степени задействуется правое полушарие, отвечающее за интуицию, неординарное, творческое мышление.

Вот, еще на что нужно обратить внимание.

…Доминирование той или иной частоты работы мозга от момента рождения человека.

…В мозге еще не рожденного ребенка, в результате исследований, были зафиксированы все фазы мозговой активности, но преобладала дельта-частота.

…Преобладание дельты сохраняется до конца первого года жизни ребенка. Дельта это состояние бессознательного, глубокого сна. В состоянии дельта человек не осознает что происходит (если разбудить его, находящегося в состоянии дельта, то он ничего не будет помнить).

…Доминирующими частотами мозга у ребенка через год и чуть больше становятся дельта и тета.

Затем, с взрослением, мозг переключается с дельта, на тета и далее на альфа.

…И где-то с возраста 14 лет доминирующим становится бета частота.

Это нормальное развитие мозга.

Но представляете, как мы много теряем в жизни (сейчас, в нашем возрасте) из-за того, что не используем в полном объеме возможности нашего мозга, потому что доминирует бета частота.

Но есть решение этой гипотезы: простое расслабление (физическое и психическое) приведет вас на альфа-уровень (то есть к «внутреннему равновесию»).

Вы зададите резонный вопрос: на уроке нужно быть предельно сконцентрированным и собранным, а я говорю о расслаблении... Именно так!

Что происходит, когда я полностью расслаблен и нахожусь на альфа-уровне? Я не задумываюсь о путях достижения цели, она сама собой воплощается в жизнь, потому что все время появляются какие-то подсказки, знаки (можно сказать, преследуют всплески озарения). В этом мне помогают визуализация и воображение. Изначально я вижу перед собой мысленно то, что цель уже достигнута и рад этому.

А дети, выполняя упражнения на уроке, находясь в таком состоянии, более сконцентрированы, ответственно относятся к выполнению заданий и легко справляются с ними.

Глубокое и спокойное дыхание сначала приводит к физическому расслаблению, затем к психическому (когда ничего не отвлекает) и далее вы оказываетесь в состоянии внутреннего равновесия.

...Один из нескольких примеров:  Как-то раз на перемене, две ученицы 7-го класса нашей школы о чем-то разговаривали между собой. Я проходил мимо, и что-то меня подтолкнуло остановиться и начать с ними разговор. При этом я почувствовал, что девочки волнуются, переживают.

Моей первой мыслью было – они не готовы к уроку! Разговорился с ними, и я оказался прав! Они переживали, что получат на следующем уроке двойку.

Я решил провести с ними эксперимент. В течение нескольких минут объяснил им как добиться успеха на уроке: нужно предельно глубоко расслабиться, успокоиться и совсем не думать и не переживать, что спросят на уроке и тем более не думать совсем о плохой отметке. Три глубоких вдоха и выдоха и все проблемы будут решены. Ровно через 45 минут, то есть на следующей перемене, они обе прибежали ко мне радостные и счастливые: одна получила отметку 4, а другую, почему-то, учитель не спрашивал!

Вот как я поступаю иногда на уроках физической культуры (точнее в начале урока). Учащиеся стоят передо мной в одну шеренгу, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища расслаблены, глаза закрыты.

Кстати, вы можете сейчас сидя на своих стульях, под моим руководством окунуться в это приятное состояние расслабления, то есть оказаться на медитативном уровне (на альфа-уровне). Поверьте, это очень просто.

Сядьте поудобнее, руки на коленях, голова слегка опущена. Эту положение называют позой кучера.

2016-04-26_213259 2016-04-26_213344 2016-04-26_213431

Итак, готовы! Начинаем.

(Звучит медитативная музыка)

…Расслабляемся,... Приняли удобное положение,... Закрываем глаза,... Делаем глубокий вдох и на выдохе мысленно произносим и представляем себе цифру 3 три раза… Веки глаз расслабляются..., расслабляется лицо..., шея..., туловище..., руки… и ноги… Приятная волна покоя растекается по всему телу…

Это физическое расслабление…

Делаем еще один глубокий вдох… и на выдохе мысленно произносим и представляем цифру 2 три раза…

Это психическое расслабление… Все волнение уходит, мы спокойны…

Делаем еще один глубокий вдох и на выдохе мысленно произносим и представляем себе цифру 1 три раза… Сейчас мы на базовом уровне, на медитативном уровне. Благодаря нашему спокойному состоянию, разум поможет с успехом выполнить поставленную цель.  Вы готовы к занятию, сосредоточены и полны желания.

Открываем глаза и продолжаем наш мастер-класс.

Что вы сейчас чувствуете? Перечислите.

Энергетическая подзарядка. Спокойствие. Доброжелательность.

Вот в таком состоянии нужно продолжать урок.

Вот в такое состояние должны погружаться дети.

Вот в таком состоянии нужно быть всегда и в особенности в жизненно-важные ситуации.

Ловите всегда себя на мысли, что вы напряжены и тут же исправляйте ситуацию. Нужно обязательно в данную секунду расслабляться. И глаза, при этом, не обязательно закрывать.

Вот в таком состоянии решаются легко и непринужденно все проблемы, и достигается цель.

Появляется вера, уверенность в себе.

Вы не представляете, сколько у меня доказательств и примеров правоты моих слов!

Самый запоминающийся пример: ...я проводил интерактивный урок «Королева спорта» на региональном профессиональном конкурсе «Педагог года Подмосковья» в сентябре 2015 года в Губернском колледже города Серпухов. 7 класс. До начала урока совершенно не знал детей и уровень их физического развития.

Обычные учащиеся, со своим характером, не спортсмены, что-то умеют, что-то нет.

Тема урока: «Контроль силовых, координационных способностей и выносливости». Половина класса не могли справиться с контрольными упражнениями вначале урока, потому что техника выполнения была на низком уровне. Так вот, скажите, как можно научить и принять одновременно зачеты у таких детишек?..

Я применил в начале урока динамическую медитацию с отсчетом 3…2…1… и привел учащихся к внутреннему равновесию, то есть на нужный, альфа-уровень. И это мне сильно помогло.

По ходу занятия, в середине урока, когда учащиеся начинали слегка отвлекаться, я их останавливал и произносил в спокойной форме и медленно три слова (обратный отсчет): три..., два..., один... Они тут же оказывались снова на нужном уровне.

Удивлению не было предела от результатов урока: за 30 отведенных мне минут 92% детей не просто научились каким-то двигательным навыкам, но и успешно сдали зачетные упражнения. Урок прошел на отлично! Я был счастлив! Цель достигнута!

Маленькое пояснение: знаете ли вы, что где-то до 14 лет дети чаще находятся на альфа-уровне, чем на бета-уровне. Вот почему они любят сказки, игры и любят фантазировать.

Постоянное умственное напряжение не всегда способствует развитию. Постоянное напряжение притупляет интуитивное, творческое мышление, отсюда вывод: чем чаще ребенок воображает и визуализирует (чем чаще он остается ребенком), тем лучше результаты обучения. Нужно и нам самим научиться жить на альфа-уровне. Нужно чаще на уроках играть, и применять визуализацию и воображение. Даже в старших классах.

А вот еще один вопрос. Сколько целей можно одновременно поставить перед собой? Некоторые утверждают, что только одну, чтобы мозг не отвлекался. Я утверждаю, что можно ставить несколько целей: одна долгосрочная, несколько среднесрочных и несколько краткосрочных.

Долгосрочная цель – это глобальная цель, цель жизни. Она формируется ещё в детстве. Вспомните, о чем вы мечтали в детстве. Покопайтесь в глубинах своей памяти, и вы поймёте, что вы движетесь в нужном направлении.

Несколько Среднесрочных целей – Например: через полгода стать победителем профессионального педагогического конкурса «Учитель года» (кстати, я ставил цель стать победителем конкурса «Учитель года» и она осуществилась).

Или, например, подготовить в течение месяца мастер-класс и успешно провести его в Люберецкой школе № 27.

Краткосрочных целей тоже несколько. Например:

1. Сегодня предстоит провести 6 уроков. В одном из классов я обратил внимание, что учащиеся в последнее время стали халатно относиться к урокам физкультуры, ухудшилась дисциплина... Сегодня урок пройдет на высоком уровне и в дальнейшем уже не будет проблемы с этим классом.

2. Мне нужно обязательно съездить в Люберецкую школу № 27. Ставлю цель: дорога будет чистой, без пробок, припаркуюсь у школы без проблемы, потому что вижу, как освобождается место и я припарковываюсь. (В последние 2 года и 9 месяцев я не знаю проблем с парковкой).

3. Что-то с утра голова болит. Так, нужно просто выпить чашечку чая и съесть бутерброд. После этого головная боль уйдет (боль на 100 % уходит).

Не нужно зацикливаться на поставленной цели. Если вы ежесекундно будете твердить одно и то же: «Надо сделать, надо сделать, надо сделать, надо сделать, надо сделать». Ничего не получиться. Вы напрягаетесь из-за этих слов и правильные мысли уйдут от вас прочь.  Дайте время мозгу, чтобы созрело решение пути достижения цели. Успокойтесь. Займитесь другими делами. Решение придет само собой и неожиданно. И при этом будет потрачено минимум времени. Дайте разуму успокоиться, отвлекитесь на некоторое время и тогда точно ответ придет сам собой.

Ну и в заключении проведем рефлексию.

Что нужно для достижения цели?

Желание. Убежденность. Ожидание. Действие. Настойчивость.

По окончании урока я детям говорю:

«Урок закончен (а Вам я говорю: мастер-класс подошел к концу).

Один... Вы чувствуете себя прекрасно.

Два... Настроение отличное!

Три... Уверенность в себе на высоком уровне.

Спасибо за внимание!