Размышления о ГТО

С января 2016 года наступил этап воплощения в жизнь возрожденного Всероссийского физкультурно-спортивного  комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО). Его цель – внедрение в массовое сознание населения курс на ведение здорового образа жизни, повышение физической активности и, в конечном результате – оздоровление нации посредством занятий физкультурой.

Прекрасная цель! Прекрасная инициатива и начинание! И это я говорю без иронии!

Но что-то мне подсказывает, что двигаясь в верном направлении, мы можем свернуть на ту дорогу, по которой уже ходили. Я подразумеваю ГТО Советских времен: приписки, завышенные проценты в отчетных документах, 100 % количество значкистов…

Так вот, чтобы не было формализма, должна быть полная добровольность. А чтобы была добровольность, необходима осознанность и желание участвовать в этом движении. Все как по ФГОСу: учитель направляет, подсказывает учащимся пути достижения высоких результатов и значимость выполняемого дела.

Мне не нравится мысль, что за выполненные нормы комплекса на золотой, серебряный или бронзовый значки ГТО рассматриваются вопросы поощрения при поступлении в высшие учебные заведения, повышенная стипендия, премия, надбавка или дополнительные дни к отпуску работающим… Получается, что если не будет поощрения, то и сдавать нормы комплекса ГТО не стоит? Так мы до осознанности никогда не доберёмся. А какая психологическая травма будет у тех детей, которые имеют отклонения в физическом здоровье. Они, ведь, даже при огромном желании и старании не смогут выполнить нормативы, а поступая в высшие учебные заведения не будут иметь поощрительных баллов.

Мне не нравится, что уже сейчас, на региональном и федеральном уровнях, с нас (учителей физической культуры) требуют статистические данные по комплексу ГТО: количество принявших участие, количество выполнивших на золотой значок. Ведь, работа по внедрению комплекса в жизнь только началась. Много организационных вопросов: где сдавать, кто принимает нормативы, как добираться до центров тестирования... Мы живём далеко от районного центра, и добираться туда своим ходом для сдачи норм ГТО очень не удобно, особенно, если изъявило желание ехать большое количество учащихся.

Другой вопрос: а судьи КТО? Любой учитель физической культуры согласиться со мной в том, что есть достаточное количество некомпетентных судей, когда приезжаешь на праздники ГТО. Я согласен, что учитель физкультуры не должен принимать нормативы у своих учащихся, нужно обязательно устраивать обучающие семинары для тех, кто выполняет роль судьи, дабы исключить ошибки. Кто из судей точно уверен в своих знаниях по технике выполнения подтягивания на перекладине, челночного бега или упражнения на гибкость?

Но это все мелочи. Эта проблема быстро исправима. Гораздо важнее решить вопрос: для чего нужен комплекс ГТО? Если изначальной мыслью внедрения в жизнь ГТО является ведение здорового образа жизни и повышение физической активности, то нужна пропаганда комплекса и материально-техническая спортивная база. Первое (пропаганда) мы обеспечим запросто! Дети любят физкультуру и спорт и всегда прислушиваются к своим учителям. А отсутствие достаточной материальной базы не приведёт к массовости. Если есть условия для занятий, то и результат будет. Да, есть у нас в районе хорошие физкультурно-спортивные комплексы, но они не в шаговой доступности. Да, есть у нас в каждом учебном заведении спортивный зал, но он всегда переполнен во время учебного дня. Но не буду о плохом. Хочу порассуждать о том, что делать.

Вспомните одну из последних моих статей («Путь достижения цели...»). Оказывается, все предельно просто: поставил цель, продумал план действий и... вперёд. Это я говорю о своих будущих действиях, как учителя физической культуры.

Итак, мои планы и действия.

1. Зная уровень физического развития каждого обручающегося своей школы, не трудно рассчитать процент будущих значкистов ГТО. Но наша цель – это массовость. Значит методом убеждения нужно добиться появления у учащихся желания принять участие в сдаче норм комплекса ГТО, убежденности, что это ему надо, и он справится с поставленной целью, и ожидания, которое осуществляется через действие и настойчивость.

2. Разработать рекомендации по подготовке к выполнению нормативов.

3. Выпустить буклет по комплексу ГТО.

4. Один раз в триместр проводить агитационные спортивные мероприятия-праздники.

5. В течение учебного года проводить мониторинг успешности показателей учащихся по комплексу ГТО.

6. Личным примером вдохновить своих учащихся на успех (в следующем учебном году обязательно приму участие в сдаче норм комплекса, и обязательно сдам на золотой значок).