Шапка для статей блога52

Друзья, предлагаю Вашему вниманию необычную статью для учителей физической культуры. Она посвящена развитию рефлексивного мышления у детей на уроках физической культуры.

Важнейшей составной частью тактического мастерства спортсмена и основой игровой интуи­ции, которая позволяет предугадывать действия соперника, например, опытному вратарю — на­правление полета мяча после удара нападающе­го, волейболисту — обманные действия соперни­ка, является рефлексивное мышление. На уроках и на секционных занятиях тоже можно развивать способность мыслить рефлексивно. Тем более что упражнения, которые предлагаю вашему внима­нию, просты, доступны и азартны.

Упражнения:

Упражнение-игра «Телепатия». В игре принима­ют участие два ученика. Они стоят напротив друг друга и по сигналу учителя или самостоятельно начинают одновременно выполнять заранее обус­ловленные движения на счет «Один, два, три!». Например: «Один!» — левая рука в сторону (вы­полняет первый игрок), второй тем временем под­нимает правую руку в сторону, как в зеркале от­ражая движения первого; «Два!» — правая рука в сторону (второй поднимает левую руку в сторо­ну). На счет «Три!» первый игрок может опустить вниз обе руки или одну, а второй должен угадать и зеркально отобразить его движение.

Задача второго участника — подстраиваться под первого, т.е. добиваться зеркального совпа­дения своего действия с действием первого. За­дача первого — уходить от подстройки, добивать­ся несовпадения.

При разъяснении правил игры учитель обра­щает внимание участников на то, чтобы все дей­ствия они выполняли одновременно. Каждый дол­жен ориентироваться не на волю случая, а на ана­лиз действий соперника. Контролировать соблю­дение правила одновременности здесь очень про­сто, так как даже незначительное промедление одного из игроков, бесспорно, засекается его парт­нером-соперником.

Счет  ведут  до  5  набранных  очков,  а  не  побед.  Например,  первый игрок выиграл первый раунд, значит, у него одно очко. После второго выигран­ного раунда у него два очка; если третий раунд он проиграл — значит, лишь на одно очко он впе­реди. Если последующие три раунда он проигры­вает — значит, теперь два очка выигрывает вто­рой, и так до тех пор, пока кто-то из них не набе­рет первым 5 очков.

Варианты игры разнообразны. Приведем ком­плекс общеразвивающих упражнений с использо­ванием рефлексивного мышления. Каждое упраж­нение выполнять желательно не более 1 мин. на 4 счета; на счет 4 второй игрок пытается угадать движения первого. Участники могут стоять как друг против друга (тогда один из них сам приду­мывает упражнения), так и в шеренге. В этом слу­чае учитель является участником игры, а все ос­тальные ученики пытаются угадать его движение на счет 4. Задуманное упражнение предваритель­но показывают участникам. Если учитель переиг­рал кого-то из учеников, тот делает шаг вперед. Итоги подводят по окончании выполнения всего комплекса упражнений. А он таков:

  1. И.п. — о.с; 1 — руки через стороны вверх; 2 — руки в стороны; 3 руки вверх; 4—руки в стороны или в и.п.
  2. И.п. — правая рука вверху; 1-3 —три рыв­ка руками назад; 4 — то же или смена положе­ния рук.
  3. И.п. — руки перед грудью, согнутые в лок­тях, локти разведены в стороны; 1-3 —три рыв­ка согнутыми руками назад; 4 — рывок прямы­ми или согнутыми руками назад.
  4. И.п. —руки на поясе; 1-3 —три пружиня­щих наклона туловища вправо; 4 — и.п. или еще один наклон вправо.
  5. И.п. —руки на поясе; 1-2 —два пружиня­щих наклона вперед, руками коснуться пола; 3       — присед, руки вперед; 4 — и.п. или и.п. с на­ клоном вперед.
  6. И.п. — руки на поясе; 1 — прыжком ноги врозь; 2 — и.п.; 3 — прыжком ноги врозь; 4 — и.п. или прыжком одна нога впереди другой.
  7. И.п. — руки на поясе; 1-3 —три прыжка на месте; 4 — прыжком поворот направо или налево.

Можно выполнять и упражнения с баскетболь­ным мячом.

1.  Игроки стоят друг против друга на расстоя­нии 2-3 м с мячами. Второй игрок зеркально по­вторяет действия первого:

а)  вращение мяча вокруг туловища: 1 — обо­рот мяча в правую сторону; 2 — оборот в левую; 3 — оборот в правую; 4 — оборот в правую или в левую сторону. После каждого счета должна быть четкая фиксация мяча обеими руками пе­ред собой с короткой остановкой движений рук;

б)  ведение мяча перед туловищем то правой, то левой рукой. На счет 4 второй игрок должен угадать, какой рукой первый выполнит удар мя­чом об пол.

2.  Игроки стоят лицом к стене в 2 м от нее с мячами в руках: 1 — передача мяча в стену и ловля; 2 — удар мяча об пол перед туловищем одной рукой; 3 — передача мяча в стену, ловля; 4 — удар об пол или передача мяча в стену.

3.      Игроки стоят в 1 м от щита, лицом к нему, один с правой, другой с левой стороны от кольца: 1 — бросок мяча в щит, ловля; 2-3 — то же са­мое; 4 — бросок мяча в щит или в кольцо.