Шапка для статей блога89

Дорогие читатели моего блога, mvpblog.ru! Сегодня предлагаю Вашему вниманию очередную свою статью, которую я написал почти 10 лет назад. Но она актуальна и сегодня, и будет полезна для Вас и завтра. Речь пойдет о биоритмах человека и о влиянии биоритмов на работоспособность учащихся на уроках физкультуры. В те годы мы с учащимися школы как раз и проводили свои исследования в этом направлении.

Задумывались ли вы когда-нибудь, что, почему наши дети иногда становятся непредсказуемыми на уроках физической культуры? Вроде бы должен показать хорошие результаты, вроде бы должен быть таким же как всегда, но он почему-то сегодня не такой: плохое настроение или чрезмерно возбужденный… Вот уже несколько лет я наблюдаю за детьми и как я установил для себя изменения в состоянии организма зависит не только от внешних факторов: окружающая среда, окружение друзей и просто товарищей, но и от внутреннего состояния (я говорю в данный момент не о здоровье): почему то оно всегда меняется.

Циклические изменения физического, эмоционального и интеллектуального состояния зависят от биологических ритмов.

Колебания периодов физического, эмоционального и интеллектуального биоритмов не одинаковы и каждый из них составляет:

Физический – 23 дня;

Эмоциональный – 28 дней;

Интеллектуальный – 33 дня.

Биоритмы влияют на активность, выносливость, уровень иммунитета, мыслительные способности и прочие качества человека с момента рождения и на протяжении всей жизни. Особенностью биоритмов является то, что спадами и подъемами функций организма можно регулировать, так как они цикличны: во время физического спада не принимать зачетов по физической культуре, во время эмоционального спада ребенка знать, что он раздражительный, во время интеллектуального спада ребенок не внимательный, не всегда понимает, что от него требует учитель.

Стартовой точкой для всех трех биоритмов является дата рождения и соответствует нулевому значению. Каждый из ритмов возрастает до максимума, потом убывает и в полупериоде достигает нуля, продолжая убывать, достигает минимума и снова начинает возрастать.

Каждый человек по разному подвержен влиянию биоритмов. Это зависит от индивидуальных особенностей человека, уровня его развитий, социальной сферы и прочих факторов.

Критические дни, когда значения биоритмов переходят через нулевое значение, наиболее заметно сказываются на состоянии человека. Причем, наиболее сложным является период, когда все три биоритма одновременно пересекают ноль. В такие дни нужно быть предельно внимательным, сдержанным и воздерживаться от сложной мыслительной деятельности. К счастью, такие дни редки, поскольку периоды биоритмов различаются.

Когда тот или иной биоритм находится в верхней точке, человек способен наиболее полно раскрыть соответствующие способности. Так, например, высокое значение физического биоритма повышает шансы на победу в спортивных соревнованиях. Самыми благоприятными днями являются те, когда все три биоритма одновременно находятся на максимуме.

В жизни школьника, помимо вышеуказанных биоритмов есть и недельные ритмы. В чем их особенность: 5-6 дней в неделю учеба, 1-2 дни отдыха. Жизнь учащихся подчинена именно этому ритму. Работоспособность в течении недели меняется: в понедельник она низкая, потому что предыдущий день был выходным. Со вторника и по четверг максимальный подъем и с пятницы опять спад.

Но наряду с такой закономерностью есть еще и другое. Не всем одинаково работается в течение суток. Одни легче справляются с делами в первую половину дня, другие — в послеобеденную пору. Первых называют «жаворонками». Они рано просыпаются, легко встают, рано ложатся спать.

Вторые — «совы». Им свойственно позднее и трудное пробуждение, включаются в рабочий ритм они тяжело, «расходятся» только к вечеру, спать ложатся далеко за полночь.

Третью группу составляют «аритмики» — люди, гибкие к адаптации во времени. Среди «сов» преобладают люди умственного труда, у «аритмиков» — занятые физической работой. К чему я это все описываю? А к тому, что сам я «жаворонок» — легче работается в первой половине дня. Но жизнь, частенько, заставляет работать в вечернее время. Отсюда продуктивность снижается. Вот я и сделал вывод: а какого же детям — «совам»? Как им приходится перестраиваться и заставлять себя учиться в утреннее время?

Как то после уроков с учащимися 11 класса мы попробовали определить принадлежность их к этим группам. Учащиеся ответили на тест-вопросы. Конечно можно сказать, что это все ерунда: кто как привык жить, тот так и живет. Иными словами, причина всему — образ жизни, обстоятельства. Я с этим не согласен.

Я предлагаю и вам ознакомиться с тест-опросником для определения индивидуального биологического профиля (авторы-составители Доскин В.А., Куиджи Н.Н.). Основная часть:

1.  Когда бы вы предпочли вставать, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?

2015-12-21_220853

2.  Когда бы вы предпочли ложиться спать, если бы планировали свое вечернее время совершено свободно?

2015-12-21_220950

3.  Как велика ваша потребность в будильнике, если утром вам необходимо встать в точно определенное время? (баллы)

Совершенно нет потребности                      4

В определенных случаях есть                      3

Потребность довольно сильная                  2

Будильник мне абсолютно необходим     1

4.  Если бы вам пришлось готовиться к сдаче экзаменов в условиях жесткого лимита времени и использовать для занятий ночь (23-2ч.), насколько продуктивной была бы ваша работа в это время? (баллы)

Абсолютно бесполезной                                      4

Была бы некоторая польза                                 3

Работа была бы достаточно эффективной     2

Работа была бы высокоэффективной              1

5.  Легко ли вам вставать утром в обычных условиях? (баллы)

Очень трудно                                             1

Довольно трудно                                       2

Довольно легко                                          3

Очень легко                                                4

6.  Чувствуете ли вы себя полностью проснувшимся в первые полчаса после подъема? (баллы)

Очень большая сонливость                       1

Есть небольшая сонливость                      2

Довольно ясная голова                               3

Полная ясность мысли                               4

7.  Каков ваш аппетит в первые полчаса после подъема? (баллы)

Аппетита совершенно нет                          1

Снижен                                                            2

Хороший                                                         3

Прекрасный                                                   4

8.  Если бы вам пришлось готовиться к экзаменам в условиях жесткого лимита времени и использовать для подготовки раннее утро (4-7 ч.), насколько продуктивной была бы ваша работа? (баллы)

Абсолютно бесполезной                            1

С некоторой пользой                                  2

Достаточно эффективной                         3

Высокоэффективной                                 4

9.  Чувствуете ли вы физическую усталость в первые полчаса после подъема? (баллы)

Очень большая вялость                             1

Небольшая вялость                                    2

Незначительная бодрость                        3

Полная бодрость                                         4

10  Легко ли вы засыпаете в обычных условиях? (баллы)

Очень трудно                                             1

Довольно трудно                                       2

Довольно легко                                          3

Очень легко                                                4

11.  Вы решили укрепить свое здоровье с помощью физкультуры. Ваш друг предложил заниматься вместе по 1 ч 2 раза в неделю. Для него лучше всего это делать от 7 до 8 ч утра. Является ли этот период наилучшим и для вас? (баллы)

В это время я бы находился в хорошей форме       4

Я был бы в довольно хорошем состоянии                3

Мне было бы трудно                                                        2

Мне было бы очень трудно                                            1

12.  Когда вы вечером чувствуете себя настолько усталым, что должны лечь спать? (баллы)

20.00 – 21.00            5

21.01 – 22.15              4

22.16 – 00.45            3

00.46 – 2.00             2

2.01 – 3.00                 1

13.  При выполнении двухчасовой работы, требующей от вас полной мобилизации умственных сил, какой из 4-х предлагаемых периодов вы выбрали бы для этой работы?(баллы0

8.00 – 10.00                                                    6

11.00 – 13.00                                                  4

15.00 – 17.00                                                  2

19.00 – 21.00                                                  0

14.  Как велика ваша усталость к 23 ч? (баллы)

Я очень устаю                                                5

Заметно устаю                                               3

Слегка устаю                                                  2

Совершенно не устаю                                 0

15.  По какой-то причине вам пришлось лечь спать на несколько часов позже, чем обычно. На следующее утро нет необходимости вставать в определенное время. Какой из 4-х предлагаемых вариантов вы бы выбрали? (баллы)

Проснусь в обычное время и больше не усну       4

Проснусь в обычное время и буду дремать           3

Проснусь в обычное время и снова засну              2

Проснусь позже, чем обычно                                     1

16.  Вы решили всерьез заняться спортом. Ваш друг предлагает тренироваться вместе 2 раза в неделю по 1 ч, лучшее время для него — 12-2 ч. Насколько благоприятным, судя по самочувствию, было бы это время для вас? (баллы)

Да, я был бы в хорошей форме                    1

Был бы в приемлемой форме                      2

Был бы в плохой форме                                3

Совсем не мог бы тренироваться               4

17.  В котором часу вы предпочитаете вставать во время летних каникул? (баллы)

5.00 – 6.45               5

6.46 – 7.45               4

7.46 – 9.45               3

9.46 – 10.45            2

10.46 – 12.00           1

18.  Иногда приходится слышать о людях утреннего и вечернего типа. К какому из этих типов вы относитесь? (баллы)

Четко к утреннему                                               6

Скорее к утреннему, чем к вечернему          4

Скорее к вечернему, чем к утреннему          2

Четко к вечернему                                              0

Заключение:

Ваш тип вы сможете определить по сумме баллов.

Свыше 72:  четко выраженный утренний тип.

60 – 71:  слабо выраженный утренний тип.

48 — 59:  аритмичный тип.

35 – 47:  слабо выраженный вечерний тип.

34:  четко выраженный вечерний тип.

При помощи теста нами выявлено следующее: в 11-б классе наблюдаемых (12 девочек и 6 мальчиков) 0% — «жаворонки», 55% — «совы» и 45% — «голуби».

Учащиеся отвечали самостоятельно на вопросы предложенного теста. И как видите ни одного «жаворонка» не оказалось. Но анализируя, я все больше и больше убеждался, что некоторая часть детей, а именно 10-15% от общего числа, все таки являются «жаворонками», а не «голубями», потому что дети не глубоко задумывались над вопросами, и ответы были частично не точными. Мои выводы основаны на наблюдении за этими учащимися: кто-то всегда раньше всех приходит в школу, кто-то никогда не опаздывает на какие-либо утренние встречи или  соревнования и самое важное некоторые учащиеся в утреннее время показывают лучшие результаты чем в послеобеденное время. Неправильный образ жизни: прогулки до позднего времени, дискотеки и т.д. заставляют их ложиться спать позже обычного, отсюда и ответы не достаточно правильные.

Но вернемся к биологическим ритмам. С ученицей 11 класса нашей школы Ермолович Яна мы провели исследование. Она занималась научно-исследовательской работой и тема была: «Влияние биоритмов на здоровье и работоспособность детей старшего школьного возраста». В начале исследования было проведено тестирование на определение биологического ритма исследуемых. В качестве примера я взял показания биоритмов за декабрь 2006 года Ермолович Я. Такие показания были на каждого ученика.

2015-12-21_221041

Уроки физической культуры проводились по вторникам: 5, 12, 19 и 26 декабря 2006 года. Так вот 19 декабря при сдаче зачетов по физической культуре – акробатические упражнения и прыжки через скакалку за 1 минуту легко можно заметить, что результаты у Ермолович  Яны могли быть не очень хорошие. Но так как физическое развитие Яны очень высокое, то ухудшения были незначительными. Однако же беседуя с Яной и вместе анализируя этот день, мы пришли к выводу, что с 18 по 20 декабря отмечалась апатия, плохое настроение, отсутствие настроя на сдачу зачетов. Рассматривая графики биоритмов, Яна неожиданно для себя установила еще одну закономерность: 2 декабря у нас в Одинцовском районе проходила Олимпиада по физической культуре и она должна была выиграть по всем показателям. Так оно почти и случилось: теория – первое место, легкая атлетика – 1 место, акробатика – второе место а баскетбол (который был последним видом) – 13 место (сказалось физическое утомление). А теперь взгляните на биоритмы Яны – в этот день, 2 декабря, отмечался физический спад.

Ну а теперь вернемся к исследованию 11-го класса.

Результаты зачетных упражнений по акробатике, гибкости, прыжкам через скакалку и подниманию туловища из положения сидя фиксировались в оценках и очках. Расписание уроков позволило провести тестирование зачетных упражнений утром (с 8-15 до 9-55 ч.) и днем (с 14-15 до 15-45 ч.) в течении декабря.

По результатам исследовательской работы стало ясно, что утреннее тестирование по акробатике, гибкости, скакалке и подниманию туловища из положения сидя пошло на пользу исследуемым с биологическим профилем «голубь». Потому что они одни из первых рано просыпаются и быстро достигают высокого уровня работоспособности в утренние часы, обладая высоким тонусом в первой половине дня и быстрым снижением физиологических показателей в вечернее время. А из этого следует — биологические ритмы оказывают положительное влияние на физическую работоспособность детей школьного возраста, занимающихся в I смену и относящихся к биологическому типу «голубь». На детей с биотипом «сова» биологические ритмы оказывают отрицательное воздействие, что также видно из результатов таблицы.

Во II смене  показатели физической работоспособности выше у детей с биологическим типом «сова», так как они более активны в послеобенное время. Из чего следует вывод: существует прямая зависимость между фактором времени суток и биологическим профилем детей, который оказывает позитивное или негативное влияние на физическую работоспособность.

2015-12-21_221247

И, значит, нужно учитывать в своей преподавательской работе учителям физкультуры и этот фактор тоже.

Также, по записям в дневнике наблюдений, можно сделать общий вывод, что при хорошем самочувствии, аппетите, настроении и т.п. физическая работоспособность учащихся — «голубей» в первой половине дня и учащихся — «сов» во второй половине дня выше среднего.

На что влияют биоритмы: на двигательную активность, физическую силу, выносливость, устойчивость к болезням и воздействию неблагоприятных физических факторов, на настроение, устойчивость эмоций, творческий настрой, интуицию, мышление, логику, сосредоточенность, остроумие, гибкость ума.

Положительная фаза биоритмов: физическое цикл  со 2-го по 11-й день. Максимальная энергия, сила, выносливость, наивысшая устойчивость к воздействию экстремальных факторов. Эмоциональный цикл со 2-го по 14-й день. Наиболее благоприятное время для прохождения тестов и испытаний. Интеллектуальный цикл с 2-го по 16-й день. Творческие дни, более благоприятное время для решения сложных вопросов

Критические дни биоритмов: физическое цикл — 1-й и 12-й дни — нестабильность физического состояния. Существует вероятность травм, аварий, обострения хронических заболеваний, головной боли. Эмоциональный цикл — 1-й и 15-й дни — эмоциональная неустойчивость, склонность к снижению реакций, угнетенному состоянию, спорам и ссорам. Интеллектуальный цикл — 1-й и 17-й дни. Склонность к снижению внимания, ошибочным заключениям, ухудшению запоминания.

Отрицательная фаза биоритмов: физическое цикл — с 13-го по 23-й день. Пониженный физический тонус, быстрая утомляемость, некоторое снижение сопротивляемости организма к заболеваниям. Эмоциональный цикл — с 16-го по 28-й день. Повышенная напряженность, частое плохое настроение. Интеллектуальный цикл — с 18-го по 33-й день. Процесс мышления вялый, прерывистый.

Какие рекомендации хочется дать:

1. Необходимо так планировать физические нагрузки, чтобы они не превышали определенный уровень и в то же время были стимулом для роста спортивных показателей. В этом случае учитываются 2 основных фактора, взаимодействующие между собой — нагрузка (воздействие) и конкретное функциональное состояние учащегося на данный момент. А, значит, ритм урока физкультуры определяется не только внешними факторами (нагрузкой), но и внутренними биологическими часами. Словом, при определении оптимальной нагрузки на уроке важно учитывать взаимодействие внутренних ритмов (биологических часов) с внешними факторами воздействия. Это следует учитывать учителями физкультуры, тренерам и т.д. и т.п. в организации тренировочного процесса для достижения высоких спортивных результатов.

2. В работе с детьми педагогам необходимо учитывать, что существует прямая зависимость между фактором времени суток и биологическим профилем детей, который оказывает позитивное или негативное влияние на физическую работоспособность.

3. Важно также учитывать и тот факт, что дети с утренним биологическим типом активнее и более работоспособны в утренние часы, поэтому заниматься умственной и физической деятельностью им лучше в первой половине дня, а детям с вечерним биологическим типом — во второй.

Исходя из того, что суточные изменения внутренних ритмов, свойственные здоровому человеку, при болезненных состояниях искажаются. И по характеру искажений врачи могут судить о ряде заболеваний на начальной стадии. Можно сделать вывод: изучение биоритмов организма человека позволит научно обосновать применение лекарственных препаратов при лечении больных.

Так как человеческий организм подчиняется ритмам, заложенным самой природой, и эти ритмы оказывают влияние на все процессы, происходящие в организме, то учет этих ритмов и уважительное отношение к ним — основа человеческого здоровья. А особенно важен учет ритмов в детском возрасте, когда закладывается фундамент здоровья.

Для человека важно не только рационально использовать внутренние ритмы организма, но и найти пути управления ими.