Шапка для статей блога129

Дорогие мои коллеги, сегодня моя статья о здоровье наших детей и о допуске их к занятиям физической культурой.

Два года назад я опубликовал статью «Кто выдает медицинскую справку для участия в соревнованиях?», где возмущался по поводу сложившегося трудного положения в вопросе допуска учащихся к спортивным соревнованиям.

Сейчас я понимаю, что гораздо важнее вопрос допуска учащихся к занятиям физической культурой. За прошлый учебный год на уроках физической культуры погибли 211 российских школьников (эту статистику привела на заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре глава Министерства образования и науки РФ Васильева Ольга Юрьевна). Среди погибших не мало детей, страдавших сердечно-сосудистыми заболеваниями (так говорится в публикациях СМИ).

А сколько детей попадают в тяжелые ситуации из-за психических расстройств? Немалая доля несчастных случаев приходится на тяжелые хронические заболевания. Если бы администрация школы, учителя физической культуры владели бы полной информацией об отклонениях в здоровье каждого ребёнка, то процент несчастных случаев значительно уменьшился.

Урок физической культуры самый травмоопасный из всех предметов в образовательном учреждении. Неожиданные всплески агрессии, отрицательных эмоций отдельных учащихся становятся не редки (я уверен, что Вы согласитесь со мной). И они совершенно не связаны с учителем. К чему они могут привести? К трагедии!

Учителя физической культуры совершенно не владеют информацией о том, какую нагрузку давать каждому ученику школы. По закону о медицинском обслуживании, сведения о состоянии здоровья детей для учителей физкультуры сейчас закрыты. Узнать о диагнозе или физических особенностях школьника учителя физкультуры могут только от родителей, если те сочтут нужным это сообщить. В школе отсутствует медсестра. Что делать учителю, если ребёнок говорит перед началом урока, что плохо себя чувствует? Дети могут говорить правду, а могут и обманывать.

Вот последний пример: урок лыжной подготовки в 5-ом классе. Дети передвигаются на лыжах по стадиону, оттачивают технику лыжных ходов. Через 15 минут от начала занятий я заметил у одного из учеников кровь на лице. Останавливаю и вижу, что кровь течёт из носа. Принимаю меры и одновременно беседую с ребёнком. Что произошло с ним, так до конца и не понял: может быть резко повысилось давление из-за переживаний (стресс) по поводу контрольной, которую они писали несколькими минутами ранее по русскому языку? А может быть у него есть отклонения в здоровье, о которых умалчивают родители?

Совет учителям физической культуры: освобождайте от занятий, если ребёнок пожаловался на плохое самочувствие! Лучше поверьте ему, чем себе! Здоровье ребёнка важнее, чем свои амбиции!

Почему я так говорю? Всё очень просто. Ответьте на вопрос: когда в последний раз учащиеся проходили полное (я подчёркиваю ПОЛНОЕ) медицинское обследование и делали  ЭКГ (электрокардиограмму)? Можно ответить, что раз в году. Но это не так. А чему сводится это обследование? Ухо, горло, нос, окулист и ещё пару врачей. Я считаю, что это не полное обследование.

Чтобы педиатр подписал заявку на участие в соревнованиях, ребёнку в обязательном порядке нужно сделать ЭКГ с расшифровкой, а чтобы допустить того же ребёнка к занятиям физической культурой, ЭКГ не требуется. Просто фантастика, нонсенс! На уроках дети часто получают значительные, высокие нагрузки и совершенно не связанные с выполнением контрольных нормативов. В любой спортивной или подвижной играх дети, в порыве азарта и стремления победить, получают значительные нагрузки. Может что-то произойти со здоровьем в эти минуты? Конечно, может! Исходя из написанного ранее, я лично считаю, что у детей сейчас нет допуска к занятиям физической культурой (нет ЭКГ, нет регулярных медицинских обследований и нет рекомендаций отдельным ученикам).

Ещё один пример, который сейчас меня поставил в тупик: ученик 10 класса нашей школы, по заключению врачей из клиники имени А.Н.Бакулева, является на данный момент совершенно здоровым парнем, противопоказаний к занятиям физкультурой и спортом нет (хоть в космос лети). Однако лечащий врач, который наблюдает этого ученика с раннего возраста (была операция на сердце), до сих пор пишет категорический запрет на занятия не только спортом, но и физкультурой. Отсюда и педиатр не дает разрешение на занятия спортом (её дословные слова: «ни за что не подпишу разрешение»). В справке об освобождении написано: освобождён от соревнований, сдачи зачётов, бега, прыжков и физических нагрузок. Коллеги, я уверен, Вам знакомы такие справки от детского врача: освобождён от всего. Хочется спросить: а в школу можно ходить таким освобождённым детям, ведь часто приходится идти от дома до школы, подниматься с первого на третий этаж?

Итоговые и текущие отметки мы должны ставить, а рекомендаций для временно освобождённых детей совершенно нет! Хочется знать: что же все-таки можно выполнять таким детям на уроках? Заниматься только теоретической подготовкой — это не выход из положения! Я всегда говорю: физкультура лечит!

В статье «Кто выдает медицинскую справку для участия в соревнованиях?»  я предложил хорошую мысль: «Нельзя допускать до уроков физической культуры УЧАЩИХСЯ до тех пор, пока они не получать разрешение у ВРАЧА по СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЕ!!! И учащиеся при этом должны один раз в квартал проходить осмотр у этого врача». Эту мысль недавно озвучил Сергей Фургал, первый заместитель председателя комитета по охране здоровья Госдумы: «Сегодня школьник приходит к врачу и просит освобождение от физкультуры. Нужно сделать наоборот: чтобы врачи выдавали разрешение на посещение уроков физкультуры. Раз дети не справляются с такими нормативами и нагрузками».

Каждому человеку, а тем более ребёнку, свойственно расти, развиваться, показывать свои достижения, проявлять желания быть лучшим или на высоте! А это значит, нужно искать пути, способы, чтобы каждый ребёнок мог выполнять школьную программу! Каждый ученик хочет быть физически крепким и здоровым, а это значит нужно создавать дополнительные нормативные требования к урокам физической культуры для детей с временными отклонениями в здоровье и в физическом развитии. Я уверен, что нельзя отменять нормативы, их нужно расширять и совершенствовать. Маленькая победа над собой, маленькие изменения в лучшую сторону в физическом развитии, всколыхнут ребёнка, разбудят веру в себя и в свои силы. Положительный настрой, должен сочетаться с регулярными и посильными занятиями. Как ребёнок может понять, что он развивается физически? Только выполняя упражнения и зная при этом, что он выполняет на хорошую оценку! Без нормативов нельзя!

Иногда слышу от детей приблизительно такую фразу: «Мне мама сказала, чтобы я сегодня не занимался физкультурой, потому что я ушиб колено». Пройдёт несколько лет и такое систематическое отношение родителей к урокам физкультуры приведет к неутешительным результатам. Но есть и другие примеры, о которых стоит упомянуть.

Общаясь с родителями на одной волне (то есть, полное взаимопонимание), приходим, в конечном итоге, к прекрасным результатам в физическом развитии и здоровье их детей: до 5-го класса была была астма в тяжелой форме, в 11-ом практически забыта болезнь; к 9-ому классу ушло в прошлое искривление позвоночника (сколиоз, кифоз); к 9-ому классу ученик уже занимался в полную нагрузку, имея ВСД (вегето-сосудистую дистонию); к 10-ому классу куда-то исчезает избыточный вес, шумы в сердце и некоторые хронические заболевания. Причина положительных результатов – регулярные занятия физической культурой, в сочетании с взаимопониманием с детьми и их родителями, и взаимодействием с врачами.

Пока писал статью, узнал новость, что с 1 января 2018 года в силу вступил приказ Минздрава России «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» № 514н. Согласно этому приказу врач, ответственный за проведение профилактического осмотра ребенка, направляет информацию о результатах осмотра медицинским работникам образовательной организации, в которой обучается ребенок, с рекомендациями, насколько интенсивно этому ребенку можно заниматься физкультурой.

Хочется надеяться, что эти изменения на самом деле произойдут и мы, учителя, будем чётко знать какие нагрузки давать на занятиях нашим детям!