Шапка для статей блога69

Дорогие читатели моего блога mvpblog.ru, в силу своей профессиональной педагогической компетентности, я часто принимаю активное участие: выступаю и показываю мастер-классы на различных педагогических конференциях, фестивалях муниципального, регионального и федерального уровней. Организация и проведение этих мероприятий из года в год повышаются. С каждым разом я получаю все больше и больше удовольствия от них.



На таких форумах у меня часто возникают вопросы, которые приводят к рассуждениям, наталкивающие на какие-то идеи, размышления и действия. Недавно на одном из таких форумов появилась мысль написать статью для учителей физической культуры, посвященную Федеральному государственному образовательному стандарту. Опа, говорю я себе! Тяжело мне придется! Я же практик, а не теоретик! Но дело в том, что теоретическая подготовка хромает у многих учителей физической культуры.  Поэтому сегодня это будет статья-рассуждение по этой теме, а не проявление своей феноменальной эрудиции по данному вопросу. Я хочу и сам, и Вам дать возможность разобраться в тонкостях нового образовательного стандарта второго поколения.

IMG_6044      IMG_6048

Для начала..., раз упомянул словосочетание профессиональная компетентность, попробую кратко объяснить его значение.

Профессиональная компетентность – это знания, умения и навыки, которые учитель реализует различными способами и приемами в деятельности, общении и развитии личности.

Я уяснил, что согласно современным тенденциям образования к педагогическим компетентностям относятся:

—         самообразование,

—         повышение квалификации,

—         адаптация к меняющимся условиям жизни и труда,

—         оценка ситуации и своих возможностей,

—         принятие решений и ответственность за них.

Как развивается профессиональная компетентность учителя? Вот основные пути:

—         Методические объединения учителей.

—         Исследовательская деятельность учителя.

—         Инновационная деятельность.

—         Освоение и использование новых педагогических технологий.

—         Активное участие в профессиональных конкурсах и фестивалях, мастер-классах, открытых мероприятиях различного уровня.

—         Трансляция своего педагогического опыта в различных СМИ (средствах массовой информации).

—         Использование в работе информационно-коммуникационных технологий.

Раньше я накапливал свой педагогический опыт и не стремился распространять его (где-то боялся, что буду не компетентным в некоторых вопросах, где-то ленился и говорил, что нет свободного времени). Как я был не прав, когда думал так! Ведь, не ошибается тот, кто ничего не делает! Сейчас делясь с коллегами своими инновационными идеями, разработками, я вижу пути дальнейшего своего развития!

IMG_5920  IMG_5930  IMG_5574  13.09.13 008

Даже эта статья-размышление пишется мною для того, чтобы самому глубже понять суть раскрываемой темы. Итак, продолжаю.

ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) – ориентирует нас, учителей, полностью изменить себя, свой подход к своей работе. Главный лозунг стандартов второго поколения – УЧИТЬ УЧИТЬСЯ! Я задумался над этими словами. Два слова, а раскрывают всю суть ФГОС. Результатом обучения учащихся в образовательной школе должны быть не только полученный определенный багаж знаний, но и их способность к самообразованию, самообучению.

Еще лет 20 назад я придерживался мысли, что нужно ребенка научить домысливать, то есть если есть задача, проблема, то попробуй решить ее сам без помощи. Приведу пример из своего детства: мой отец уделял мне и моему старшему брату много времени в воспитании. Но так как я был младшим, то очень часто не понимал, о чем рассуждают между собой отец и старший брат. На мой вопрос: «О чем вы говорите?», следовал один и тот же ответ: «Ты еще маленький! Отстань» Со временем я перестал задавать вопросы, но всегда старался сам понять, о чем идет речь. То есть, отсюда следует, что уже тогда я сам себя учился по нынешним, современным ФГОСам. Школу закончил хорошистом, но это не помешало мне получить высшее образование, со временем построить дачу, самостоятельно делать любой ремонт в квартире и вообще разбираться в любой сфере деятельности. В детстве я приучил себя домысливать. На просторах интернета недавно прочитал старую притчу: Как-то повстречал мудрец бедняка и говорит ему: «Я вижу, что ты хочешь есть? Возьми у меня рыбы, чтобы утолить голод!» Если бы они жили сейчас (во времена ФГОС), то следовало бы не давать рыбу, а научить бедняка ловить ее! Тем самым бедняк овладел бы УУД (универсальными учебными действиями), которые являются фундаментальным ядром образования. Именно УУД порождают знания.

УУД!!! Страшно, непонятно и загадочно! Не правда ли? Но на деле не так страшен черт, как его малюют! Как хочется, чтобы не было заумных слов! Но ничего не поделаешь, придется привыкать.

Новые стандарты образования призывают учащихся принимать активную позицию в обучении, где они должны играть роль творцов и инициаторов, а не просто исполнителей. Если раньше результаты обучения представлялись в виде ЗУН (знания , умения и навыки), то сейчас требования  сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

УУД подразделяются на 4 группы: регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные.

Регулятивные УУД.

Ученик должен уметь ставить себе конкретную цель, задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения этой задачи, а также должен планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации, а не только решать сложные математические задачи.

Личностные УУД.

Это нормы поведения ученика в обществе, это правильная оценка себя и своих поступков, это осознание сопричастности к стране, в которой живет, это и воспитание патриотизма.

Познавательные УУД.

Ученик не только ставит цель и работает с информацией, но и анализирует, сравнивает, доказывает и выдвигает свои идеи. Отсюда велика роль исследовательской и проектной работы, благодаря которой у школьника возникает интерес к учебе.

Коммуникативные УУД.

Это умения школьника вести диалог, вступать в коллективное обсуждение проблем, отстаивать свое мнение, четко выражать свои мысли и при этом учитывать мнения других людей.

Роль учителя в образовательном процессе возросла. А перестроиться мы пока не можем. Почему? Каждый из нас обязан пройти 72 или 108 часовые курсы по внедрению и реализации Федерального государственного образовательного стандарта. И многие уже прошли такие курсы. И что? Какой результат? Я проводил устный опрос коллег и задавал эти вопросы. Результат – незначительные изменения в методике преподавания уроков физической культуры. Предмет у нас с Вами специфический и многое что пока не ясно. Вся беда в том, что не понятно пока как детей УЧИТЬ УЧИТЬСЯ? В первую очередь мы сами, учителя, должны УЧИТЬСЯ УЧИТЬ! Поэтому основным приоритетом работы в школе является развитие профессиональной компетентности учителя, который, передавая обучающимся определенные знания, способствует овладению учащимися УУД. Для начала, друзья, не ленитесь, экспериментируйте, проявляйте творческую инициативу. Принимать активное участие в: научно-практических конференциях, открытых уроках своих коллег, мастер-классах, дискуссиях, профессиональных конкурсах, фестивалях различного уровня.

В ближайшее время я продолжу свои рассуждения по теме Федерального государственного образовательного стандарта.